Воскрешение из мертвых. Часть 1
Воскрешение из мертвых – одна из самых загадочных, самых бередящих любопытство тем. Для чего это? Как оно будет? Сразу возникают вопросы: если человек прошел несколько воплощений в разных телах, в каком теле он встанет из праха? Если он был женат несколько раз, с какой из жен он будет? Воскресают голыми или одетыми? Больными или здоровыми? В каком возрасте, в том, в котором человек умер, или как? И всяческие другие вопросы.
Все понимают, что душа не умирает вместе с телом, она остается жить в духовных мирах. Для чего же воскрешать бренное тело? Казалось бы, наоборот, следует от него отделиться, отдалиться, воспарить в духовное, ангельское, тут и смерть как раз кстати. Чтобы понять, для чего нужно воскрешение, сначала следует понять, зачем нужна смерть.
А смерть, сама по себе, вовсе и не нужна. Смерть – это временно. Нужда в ней – техническая. При создании человека Б-г ее и не планировал. Первый человек был создан совершенным, и не только духовно, но и во времени. Ведь он был «образом и подобием», и зло не было его частью. Зло – это отсутствие Б-га, и это было вне человека, вне его сознания. Возможно, он задевал его, когда ухаживал за деревьями сада, может даже разговаривал с ним – ведь у Змея были ноги, и он прислуживал человеку – но и тело, и сознание человека были свободны от зла.
Когда человек согрешил (мы не будем разбирать это подробно; возможно, в другой статье), зло вошло в человека. Оно стало частью его души и его тела. Почему? Потому что зло – это отсутствие Б-га, и это то, что произошло: человек перестал думать о Б-ге и стал думать исключительно о себе. Он вытеснил Б-га из своего сознания. Это и есть зло, и оно стало частью человека.
В каббале приводится такая аллегория: зло подобно кожуре плода, и оно полезно, когда плод растет – кожура его охраняет от опасностей. Мы видим это в детях – они полные эгоисты и способны думать лишь о себе, но именно это помогает им расти и развиваться, эгоизм детей, он хороший и вызывает лишь умиление взрослых.
Но для того, чтобы зло приносило пользу, есть два условия: 1) кожура должна существовать отдельно от плода, вне его, между ним и внешним миром, и 2) после созревания плода ее выбрасывают. А как ее выбросить, если она смешалась с мякотью плода и стала его частью?
Для этого приходит смерть. Душу отделяют от тела и чистят различными способами, самый известный – ад. Есть еще процедуры очистки, как есть и разные виды ада, но суть всех их в том, что они призваны очистить душу от зла. А чтобы очистить тело, его помещают в землю, из которого оно произошло. Оно растворяется в земле, и все зло, которое в нем было, пропадает. Когда смерть свою роль выполнила, можно снова вернуться к жизни.
Есть еще объяснение (ведь жизнь объемна, и одно и то же явление можно рассматривать с разных сторон), для чего нужно воскрешение из мертвых: человек в своей жизни делал не только зло, но и добро. Он выполнял семь заповедей ноахидов, шел против течения, терпел насмешки или просто вместо того, чтобы жить для себя, он ограничивал себя. Человек, выполняющий заповеди Б-га, называется «благочестивым», и чтобы им стать, надо приложить усилия. Это работа.
За работу полагается плата. Рабочий получает еду и одежду (или деньги, на которые можно это купить). Награда за службу учителю – мудрость, которую ученик ищет. А еще учитель может указать ему цель его жизни, научить пути, как заслужить жизнь вечную – такая награда несравненно выше.
Есть много уровней добра, известных нам, но еще больше – неизвестных. Общее в них то, что душа или тело получают наслаждение. Однако и душа, и тело – ограничены. И наслаждения, которые они способны воспринять – ограничены. Поэтому и награда, которую они могут получить, ограничена.
Но если человек выполняет заветы Творца, очищает себя и совершенствуется, это объединяет его с Б-гом. Нет служения более высокого, чем служение Б-гу, и нет добра больше того, что исходит от Б-га. Это самая большая награда, которая только возможна, но главное в ней то, что награда эта не ограничена. Это – жизнь вечная и блаженство вечное (слова затертые… хххсс…). Чтобы получить такую награду, душа вновь должна соединится с телом, ведь они служили вместе. И награду будут получать вместе.
Еще объяснение: в этом цель творения мира. Мы видим, как вся природа стремится вверх: неорганические элементы впитываются в растения и становятся частью их, поднимаются на их уровень; растения поедаются животными и возносятся на их уровень; животных кушает человек, так животные становятся человеком. И нет разницы между частью человека, изначально рожденной человеком и той его частью, которая потом пришла в него из более низких уровней в виде еды. Вообще, все люди – это тело Первого Человека, созданное руками Б-га, плюс вся еда, которую они съели на протяжении своей истории.
Человек же по милосердию Б-жьему служит Б-гу и подниматься духовно; так, через человека, и вся природа служит Б-гу.
Но такое единство – внешнее, оно обусловлено поведением человека, выполнением им Б-жьих заповедей. В будущем, после воскрешения из мертвых, единство человека с Б-гом станет внутренним, сущностным. А через человека и вся природа соединится с Б-гом. Все сольется с Б-гом, и это есть цель творения.
Остальные вопросы мы рассмотрим в следующих статьях.
Автор: р. Хаим Фильцер