Мишна Тора. Рамбам. Законы о Бней Ноах
8.10. Моше-рабейну передал Тору и заповеди в достояние именно евреям, как сказано: «…наследие общины Яакова» (Дварим, 33:4), а также тем из неевреев, кто захотел присоединиться к еврейскому народу, как сказано: «Как вы, так и пришелец» [1] (Бемидбар, 15:15). Но того [из неевреев], кто не хочет, не заставляют принять Тору и заповеди [2]. И приказал Господь через Моше-рабейну заставить весь мир принять все заповеди, которые были даны Ноаху. А тот, кто их принял, называется везде гер-тошав – «пришелец-поселенец» [3], и процедура получения этого статуса заключается в принятии на себя семи заповедей Ноаха в присутствии трех евреев [4], хорошо знающих Тору. Тот же, кто принял на себя заповедь обрезания [5] и в течение двенадцати месяцев не сделал обрезание, считается неевреем.
8.11. Кто принял на себя семь заповедей и скрупулезно их выполняет, тот из праведников народов мира и есть ему доля в Грядущем мире; однако только если принял он их и выполняет потому, что так повелел Всевышний [6] в Торе, сообщив нам через Моше-рабейну, что потомки Ноаха прежде получили эти заповеди. Но кто выполняет эти законы лишь потому, что считает их разумными [7], тот не называется гер-тошав, и он не из праведников народов мира, и не причисляют его к их мудрецам [8].
Примечания к главе
1. «Как вы, так и пришелец». То есть перешедший в иудаизм обладает теми же правами и обязанностями, что и рожденный евреем (за исключением отдельных законов, связанных с родословной, – например коѓену нельзя жениться на прозелитке).
2. Того [из неевреев], кто не хочет, не заставляют принять Тору и заповеди. Единственный известный случай насильственного обращения побежденного народа в иудаизм – обращение идумеев царем Александром Янаем – всегда приводят как пример нарушения закона, имевшего печальные последствия: из обращенных идумеев происходил царь Ирод, прославившийся своей жестокостью и сурово преследовавший законоучителей.
3. «Пришелец-поселенец». См. прим. 17.
4. В присутствии трех евреев. Составляющих еврейский суд, как и в случае перехода в иудаизм – гиюра, – когда кандидат в еврейском суде принимает на себя исполнение заповедей.
5. Заповедь обрезания. То есть начал процесс гиюра – перехода в иудаизм.
6. Потому, что так повелел Всевышний. И соблюдением заповедей он намеревается исполнить волю Творца, а не просто исправить общество или следовать голосу своей совести.
7. Считает их разумными. То есть на основании философских размышлений пришел к выводу, что эти заповеди следует выполнять.
8. Не причисляют его к их мудрецам. Между рукописями существуют разночтения; в йеменской рукописи Мишне Тора, которой пользовался р. Капах, говорится: «…но причисляется к их мудрецам». Таким образом, неевреи, соблюдающие семь заповедей сыновей Ноаха, подразделяются на три категории – по уровню своей праведности (и, соответственно, награде, которую они получают в Грядущем мире):
а) гер-тошав, который декларирует свое намерение соблюдать семь заповедей сыновей Ноаха перед еврейским судом;
б) нееврей, который соблюдает семь заповедей с должным намерением, одна ко не декларирует свое намерение перед судом;
в) нееврей, который соблюдает семь заповедей из рациональных соображений.
Источник: Мишна Тора. Книга «Судьи», Глава 8, п. 8.10-8.11
Глава 9. О семи заповедях потомков Ноаха, данных всему человечеству
9.1. Шесть заповедей получил первый человек (Адам) [для себя и своих потомков]: запрет поклоняться идолам, запрет проклинать Бога, запрет убивать, запрет прелюбодействовать, запрет грабить и повеление учредить справедливый суд. Хотя сведения эти получены нами по традиции от Моше-рабейну и постижимы разумом, в самом тексте Торы тоже есть намеки [1] на эти заповеди. Дополнительной заповедью, полученной Ноахом, стал запрет есть мясо [еще] живого животного [2], как сказано: «Только мясо, пока душа его в крови его, не ешьте» (Берешит, 9:4). Таким образом, получилось семь заповедей [3].
Так было во всем мире, пока Авраѓам не получил сверх этих заповедей завет обрезания, и еще известно, что он совершал утреннюю молитву. Ицхак отделял десятины и добавил еще одну молитву, на исходе дня. Во времена Яакова добавился запрет есть седалищный нерв [4], и он (Яаков) совершал вечернюю молитву. В Египте дополнительные заповеди получил Амрам, а после этого появился Моше-рабейну, и через него евреи получили остальные заповеди Торы.
9.2. Сын Ноаха (нееврей), идолопоклонник, подлежит смертной казни, если совершает поклонение характерным для этого идола способом. Если за этот способ поклонения идолам приговаривает к смертной казни еврейский суд, то и сын Ноаха подлежит смерти. А если за этот способ поклонения идолам еврейский суд не приговаривает к смертной казни, то и сын Ноаха не подлежит смерти; тем не менее все эти вещи [5] ему запрещены. Не следует позволять им возводить «обелиски» [6], сажать «священные деревья» [7] и даже устанавливать статуи [8] и тому подобное для украшения.
9.3. Сын Ноаха, проклинающий Бога, подлежит смертной казни независимо от того, использовал ли он в проклятии одно из священных Имен или эвфемизм, причем на любом языке; для евреев же это не так [9].
9.4. Сын Ноаха, совершивший убийство, даже убийство плода во чреве матери [10], подлежит смертной казни. И если убил безнадежного больного; и если связал человека и бросил его перед львом; и если уморил другого голодом, – поскольку явился непосредственной причиной смерти, подлежит казни [11]. И если убил преследователя [12], которого мог остановить покалечив, – подлежит смертной казни; для евреев же это не так.
9.5. Шесть видов прелюбодеяния запрещены сыновьям Ноаха: связь с матерью, [связь] с женой отца, [связь] с сестрой по матери, [связь] с замужней женщиной, мужеложство и скотоложство. Как сказано: «Поэтому да оставит человек отца своего…» (Берешит, 2:24), то есть жену отца своего; «…и мать свою» (там же) – буквально; «…и прилепится к жене своей» (там же), а не к чужой жене; «…и прилепится к жене своей», а не к мужчине; «…и будут единой плотью» (там же) – отсюда запрет скотоложства, так как с животным или птицей человек не может быть «единой плотью» [13]. А о сестре по матери сказано [14]: «Сестра она мне, дочь отца моего, но не дочь моей матери; поэтому стала она моей женой» (Берешит, 20:12).
9.6. Сын Ноаха подлежит смертной казни за связь с матерью, даже если она не является женой отца, а тот ее совратил или изнасиловал. Казнят его также за связь с женой отца после смерти отца [15]. И за связь с мужчиной, как с малолетним, так и со взрослым, карается смертью. И за связь с животным, как со взрослым, так и с детенышем, подлежит казни; однако казнят в этом случае только человека, так как животное заповедано казнить, только если в скотоложстве повинен еврей.
9.7. Сын Ноаха подлежит казни за связь с замужней женщиной, только если соитие было совершено естественным путем [16] и после того, как женщина вступила в супружеские отношения [17] со своим мужем. Но за связь с обрученной женщиной или с той, что уже живет в доме мужа, но еще не вступила с ним в супружеские отношения, смертная казнь не полагается, как сказано: «Ты должен умереть за женщину, которую взял: ведь она мужняя жена» [18] (Берешит, 20:3).
Так обстоит дело, когда нееврей совершил прелюбодеяние с нееврейкой. Но сын Ноаха, совершивший прелюбодеяние с еврейкой, подлежит казни в любом случае [19], неважно, было соитие совершено естественным путем или противоестественным. И если это была обрученная невеста, то преступник подлежит побиению камнями, как поступают в этом случае с евреем. А если это была женщина, уже вошедшая в дом мужа, но еще не вступившая с ним в супружеские отношения, то преступник подлежит удушению, как поступают в этом случае с евреем. Если же это была замужняя женщина, уже вступившая в супружеские отношения с мужем, то с преступником поступают так же, как если бы он совершил прелюбодеяние с женой нееврея, то есть казнят мечом.
9.8. Если сын Ноаха предназначил одну из своих рабынь в жены своему рабу, а затем вступил с ней в связь, то он подлежит казни как за связь с замужней женщиной, но только если слух о ее предназначении [20] уже распространился и народ говорит о ней: «Эта – жена такого-то раба». А снова разрешенной она считается с того момента, как хозяин отделит ее от раба и прилюдно снимет с нее головной убор [21]. С какого момента женщина-нееврейка считается разведенной? С того момента, как муж решит прекратить с ней семейную жизнь и удалит ее из своего дома или она сама решит уйти от мужа и начнет жить самостоятельно, ведь у них не требуется письменного документа о разводе [22]; и не зависит это только от мужа [23], а в любой момент, когда он или она захотят расстаться, – расстаются.
9.9. Сын Ноаха подлежит казни за грабеж, кого бы он ни ограбил – еврея или нееврея. Грабителем считается и тот, кто отнял силой, и тот, кто украл имущество, и тот, кто похитил человека, и тот, кто не заплатил работнику, и так далее; даже работник, который съел плоды с поля хозяина не во время работы [24], считается грабителем и подлежит за это казни; и это отличается от соответствующих законов для евреев [25]. Грабителем считается и тот, кто украл нечто, стоимостью уступающее самой мелкой монете; и если один украл нечто подобное, а другой украл у него украденное, оба подлежат казни за такую кражу.
9.10. Подлежит казни и тот, кто съел ногу или кусок тела живого животного, любого размера: ведь минимальные объемы запрещенной пищи [26] установлены только для евреев. Однако нееврею не запрещена кровь [27] живого животного.
9.11. К животным в этом случае относятся как дикие звери, так и домашний скот; что же касается птицы, то я считаю, что сына Ноаха не казнят, если он съел кусок мяса живой птицы.
9.12. При убое скота, пока длится агония, даже если животному уже перерезали пищевод и трахею, части его тела или его мясо запрещены сыновьям Ноаха как часть тела живого животного.
9.13. Все, что запрещено евреям как часть тела живого животного, запрещено и неевреям. Но в некоторых ситуациях сын Ноаха считается нарушителем запрета есть часть от живого, а еврей, поступивший так же, – нет. Например, сын Ноаха нарушает этот запрет, съедая часть тела или мясо как зверя, так и скота, как ритуально чистого, так и ритуально нечистого. И конечности, и мясо агонизирующего животного, даже после его убоя положенным по еврейским законам способом [28], запрещены нееврею как часть от живого.
9.14. В чем заключается для сыновей Ноаха заповедь учредить справедливый суд? В каждом городе они должны назначить старейшин и судей, которые судили бы на основании перечисленных выше шести заповедей и предостерегали народ от их нарушения. А сын Ноаха, который нарушил одну из этих семи заповедей, должен быть казнен мечом. Кто поклонялся идолам; и кто проклинал Бога; и убийца; и нарушивший запрет на любую из шести перечисленных выше связей; и грабитель – даже тот, кто украл нечто, стоимостью уступающее самой мелкой монете; и кто ел от тела живого животного, в любом объеме; а также тот, кто видел, как совершилось какое-либо из этих преступлений, и не привел преступника в суд, и не казнил его, – подлежат казни мечом.
По этой причине все мужчины города Шхема [29] заслужили смертную казнь: ведь Шхем (сын правителя города) похитил [Дину, дочь Яакова], и они это видели и знали и не судили его. Сына Ноаха казнят по показаниям одного свидетеля [30], и по приговору одного судьи 31, и без предупреждения о наказании [32], и по показаниям родственников [33]; но не по свидетельству женщины, и не может женщина быть у них судьей [34].
Источник: Мишна Тора. Книга «Судьи», Глава 9, п. 9.01-9.14
Примечания к главе
1. Намеки. В Талмуде (Санѓедрин, 56а) говорится, что намеки на все семь заповедей содержатся в стихе Торы: «И заповедал Господь Бог человеку, сказав: от всякого дерева сада ты можешь есть» (Берешит, 2:16). Некоторые заповеди описаны в Торе почти дословно, например: «Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком: ибо по образу Божию создал Он человека» (Берешит, 9:6).
2. Запрет есть мясо [еще] живого животного. Поскольку Ноаху было разрешено есть мясо (до потопа это было запрещено), то ему и была дана заповедь не есть мяса, отрезанного от живого животного.
3. Семь заповедей. Ран (Санѓедрин, 56) пишет, что семь заповедей сыновей Ноаха – это только запреты, в то время как сыну Ноаха следует выполнять и повелевающие заповеди, например заповедь об уважении к родителям или заповедь о благотворительности. Вообще говоря, сыну Ноаха следует выполнять все этические нормы, к которым обязывает здравый смысл. Семь заповедей – это общие принципы, их детализация может быть достаточно обширной. Существует книга «90 Законов» р. Мойше Вайнера, в которой предпринята попытка такой детализации; она переведена в том числе и на русский язык.
4. Запрет есть седалищный нерв. См. Берешит (32:33): «Поэтому не едят сыны Израиля сухой жилы, которая из сустава бедра, до нынешнего дня, потому что коснулся тот [ангел] сустава бедра Яакова…»
5. Все эти вещи. Например, обнимать и целовать идола, выказывать ему уважение и т. п.
6. «Обелиск» – жертвенник, состоящий из одного камня.
7. «Священные деревья». Речь идет о деревьях, посаженных специально для поклонения, как это было принято у лунопоклонников.
8. Статуи. Статуи обычно изображали языческих богов; и хотя здесь имеются в виду статуи человека, которые идолами не являются, устанавливать их запрещено, чтобы не приняли их за идолов по ошибке. См. Законы об идолопоклонстве (3:10).
9. Для евреев же это не так. Еврей подлежит смертной казни, если проклял особое Имя Бога. См. Законы об идолопоклонстве (2:7).
10. Убийство плода во чреве матери. То есть в контексте заповедей сыновей Ноаха аборт может быть разрешен, только когда жизнь матери находится в опасности и плод можно считать непосредственным источником этой опасности, «преследователем» (родеф).
11. Подлежит казни. В то время как еврей подлежит казни, только если он убил человека; если же он явился причиной смерти, но сам убийства не совершал, суд не может приговорить его к смертной казни, хотя он считается убийцей и повинен смерти от руки Небес.
12. Преследователя. Человека, который преследует другого, чтобы убить его или изнасиловать, разрешено убить (см. Законы об убийце, 1:6–12), но только если невозможно остановить преследователя иным способом.
13. Не может быть «единой плотью». То есть произвести потомство.
14. Сказано. Авраѓам сказал так Авимелеху, объясняя, почему назвал Сару сестрой, а не женой.
15. После смерти отца. Или развода отца с матерью; иначе этот запрет был бы бессмысленным, поскольку связь с замужней женщиной в любом случае запрещена.
16. Естественным путем. То есть вагинально.
17. Супружеские отношения. Поскольку для сыновей Ноаха начало интимных отношений между супругами знаменует собой акт бракосочетания, как обряд посвящения (кидушин) для евреев; до этого они еще не считаются мужем и женой и женщина не запрещена другим. См. Законы о супружестве (1:1).
18. «Ведь она мужняя жена». Дословно: «вступила в интимные отношения со своим мужем».
19. В любом случае. Если нееврей совершил прелюбодеяние с еврейкой, он наказывается так же, как еврей в подобном случае.
20. Слух о ее предназначении. Сам факт связи не делает супругами раба и рабыню, в отличие от свободных людей (неевреев), – необходимо еще и всеобщее признание их отношений.
21. Головной убор. Замужние женщины покрывают голову.
22. Не требуется письменного документа о разводе. Тогда как по еврейским законам при разводе муж должен написать гет – разводное письмо – и вручить его жене.
23. Не зависит это только от мужа. В то время как у евреев именно муж решает, дать ли жене разводное письмо.
24. Не во время работы. Тора разрешает работнику, нанятому для сбора урожая, есть плоды этого урожая (Дварим, 23:25) во время работы; но после работы это запрещено.
25. Законов для евреев. Законы для евреев не предусматривают смертной казни за воровство и грабеж, за исключением случая похищения человека.
26. Минимальные объемы запрещенной пищи. Еврей, съевший меньше минимального количества (кезаит – единица измерения объема, определяемая как величина маслины) запрещенной пищи, не подлежит наказанию по Торе.
27. Кровь. И тем более ему разрешена кровь мертвого животного, в то время как еврею кровь животного, живого или мертвого, запрещена всегда.
28. Положенным по еврейским законам способом. То есть для него определяющей является смерть животного: пока животное двигается, оно не считается мертвым, в то время как для еврея животное, забитое положенным способом, уже считается мертвым, даже если оно еще агонизирует.
29. Все мужчины города Шхема. См. Берешит (гл. 34).
30. По показаниям одного свидетеля. В то время как еврейский закон требует двух свидетелей.
31. По приговору одного судьи. По еврейскому закону дела о смертной казни рассматриваются двадцатью тремя судьями.
32. Без предупреждения о наказании. Согласно еврейскому закону (см. Законы о Санѓедрине, особенно гл. 12), преступник не наказывается судом, если перед совершением преступления свидетели не предупредили его о том, что действие, которое он собирается совершить, запрещено и за него полагается определенное наказание.
33. По показаниям родственников. А по еврейскому закону показания родственников не принимаются, – см. Законы о свидетельстве (гл. 13).
34. Сына Ноаха казнят… быть у них судьей. Талмуд (Санѓедрин, 57б) выводит эти законы из стиха Торы (Берешит, 9:5): «Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я [даже по приговору одного судьи]: от всякого живого [даже без предупреждения] взыщу Я ее, и от руки каждого [даже одного] мужа [но не женщины], от руки брата его [даже родственника] взыщу душу человека».
Глава 10. О наказаниях за нарушение одной из семи заповедей потомков Ноаха
10.1. Сын Ноаха не несет никакого наказания [1] за неумышленное нарушение установленных для него заповедей, за исключением непреднамеренного убийства: совершившего такое убийство имеет право убить тот, кто мстит за кровь [2], и его за это не казнят, и нет у них городов-убежищ [3]. Но суд не приговаривает убившего непреднамеренно к смертной казни.
Так бывает, когда сын Ноаха совершил преступление непреднамеренно, например вступил в связь с замужней женщиной, считая ее своей женой или полагая, что она свободна. Но если он знал, что она замужем, однако решил, что ему тем не менее можно вступить с ней в связь; или убил, не зная, что нельзя убивать, – это близко к преднамеренному преступлению и за это казнят. Такие вещи не считаются для них «ошибкой», так как преступник должен был выучить [4], что ему запрещено, и не сделал этого.
10.2. Сыну Ноаха дозволено преступить установленные для него заповеди, если его принуждают сделать это: может даже поклоняться идолам, если его заставляют [5], так как им не заповедано освящать Имя Бога [6]. И никогда не наказывают малолетнего, глухонемого или помешанного, так как к ним не может быть отнесено понятие заповеди.
10.3. Если сын Ноаха стал евреем, сделал обрезание и окунулся в микве [7], а после этого решил вернуть свой прежний статус и быть всего лишь гер-тошав [8], – не имеет он права на это, но либо остается евреем во всех отношениях, либо должен быть казнен [9]. Если же он был малолетним, когда по решению суда окунулся в микве [10], чтобы стать евреем, то он может отказаться [11] от еврейства по достижении совершеннолетия и вернуться к статусу гер-тошав. А тот, кто не отказался сразу по достижении совершеннолетия, уже не может отказаться и остается гер-цедек (прозелит) [12].
Поэтому если малолетней прозелитке положена выплата по брачному договору (ктубе) или штраф с насильника или совратителя, то эти деньги хранятся в суде, пока она не достигнет совершеннолетия и не заявит, что она не отказывается от еврейства. Ведь если она возьмет деньги, а потом откажется от еврейства, то получится, что она взяла имущество, которое ей не причитается: эти выплаты полагаются только по еврейским законам.
10.4. Если сын Ноаха проклинал Бога, или служил идолам, или прелюбодействовал, или убил другого нееврея, а после этого принял еврейство, то он не подлежит казни [13]. Но если он убил еврея или вступил в связь с замужней еврейкой, а после этого принял еврейство, то он подлежит наказанию [14], но уже по еврейским законам: за убийство еврея он подлежит казни мечом, а за прелюбодеяние с замужней еврейкой – удушению.
10.5. Мы уже упоминали, что сыновья Ноаха подлежат только одному виду казни – казни мечом, кроме только того, кто вступает в связь с обрученной еврейкой, – он подлежит побиению камнями; или того, кто вступает в связь с замужней, прежде чем она вступила в супружеские отношения с мужем, – он подлежит удушению.
10.6. Согласно еврейской традиции, сыновьям Ноаха запрещено только скрещивать разные виды животных и плодовых деревьев [15]; но за нарушение этого запрета их не казнят [16]. И нееврей, ударивший еврея и даже нанесший ему увечье, хоть и заслуживает смерти [17], но не подлежит казни.
10.7. Обрезание заповедано лишь Авраѓаму и его потомкам, как сказано: «Ты и семя твое после тебя, во всех поколениях их» (Берешит, 17:9). Однако потомство Ишмаэля было исключено, как сказано: «…ведь именем Ицхака будет названо потомство твое» (Берешит, 21:12). И к потомкам его веры и его праведного пути; соответственно, только потомки Яакова обязаны делать обрезание.
10.8. Сказали наши мудрецы, что сыновья Ктуры [18][19] – потомки Авраѓама, появившиеся после Ишмаэля и Ицхака, – обязаны делать об -Эсава это не относится, ведь Ицхак сказал Яакову: «И даст тебе благословение Авраѓама, тебе и потомству твоему» (Берешит, 28:4), – это означает, что только Яаков является «семенем Авраѓама», хранителем его Завета, продолжателем резание. А так как на сегодняшний день потомки Ишмаэля смешались с потомками Ктуры, то все они обязаны делать обрезание на восьмой день от рождения; но за нарушение этого установления их не казнят.
10.9. Нееврей, изучающий Тору, заслуживает смерти [20]; лишь то, что относится к семи заповедям [21], они вправе учить [22]. И нееврей, соблюдающий законы субботы [23], даже в будний день, – если сделал его для себя подобным субботе, то заслуживает смерти [24]; тем более если сделал себе праздник [25], подобный праздникам, заповеданным Торой.
Общее правило таково: не дают им изменять закон и придумывать для себя дополнительные заповеди по своему усмотрению, но пусть [нееврей] либо принимает иудаизм и соблюдает все заповеди, либо удовлетворится своими законами, и не прибавляет к ним, и не убавляет от них. А того, кто изучал Тору, или соблюдал субботу, или придумал себе новую заповедь, подвергают телесному наказанию, и наказывают другими способами, и сообщают ему, что за это он заслуживает смерти [26]; но не казнят.
10.10. Если же сын Ноаха хочет выполнить какую-либо из остальных заповедей Торы [27], чтобы получить за это награду свыше, то не препятствуют ему выполнить ее по всем правилам. И если он принес жертву всесожжения, принимают его жертву. Пожертвовал на бедных – принимают его пожертвование, и я считаю, что отдают это пожертвование беднякам-евреям, так как [живя в Земле Израиля] он зависит от евреев и они обязаны оказывать ему поддержку [28]. Но если пожертвование на бедных дал нееврей- идолопоклонник, принимают пожертвование и отдают его беднякам-неевреям [29].
10.11. Еврейские суды обязаны назначить судей для неевреев, имеющих право жить в Земле Израиля, чтобы судили их по этим законам, поддерживая в мире справедливость. Если еврейский суд счел возможным назначить им судей из их среды, назначают таких судей; если сочли необходимым назначить им судей из евреев, так и поступают.
10.12. Если два нееврея пришли к еврею, чтобы тот рассудил их по еврейским законам, и оба этого желают, то судят их по закону Торы. Если один хочет судиться по закону Торы, а второй не хочет, то не заставляют последнего судиться по закону Торы, но заставляют судиться по их законам. Если в суд пришли нееврей и еврей и еврей прав по местным нееврейским законам, судят их по этим законам и говорят [нееврею]: «Таков ваш собственный закон»; а если еврей прав по закону Торы, то судят их по закону Торы и говорят: «Таковы наши законы». Однако, по моему мнению, так не поступают с неевреем-пришельцем (гер-тошав), а всегда [30] судят его по законам сыновей Ноаха.
И еще я считаю, что по отношению к пришельцу (гер-тошав) следует вести себя учтиво, проявлять к нему милосердие, как к одному из евреев, так как нам заповедано его поддерживать, как сказано: «Пришельцу, который в воротах твоих, отдай это в пищу» (Дварим, 14:21). А что наши мудрецы запретили говорить неевреям двойное приветствие [31], так это сказано о неевреях- идолопоклонниках, а не о пришельце. Мудрецы наши, даже говоря об идолопоклонниках, повелели навещать их больных и хоронить их мертвых, как и мертвых евреев, и помогать их беднякам вместе с бедняками-евреями, чтобы жить с ними в мире. Ведь сказано: «Благ Господь для всех, и милосердие Его – на всех Его творениях» (Теѓилим, 145:9); и сказано: «Пути ее (Торы) – пути приязни, и все ее дороги – дороги мира» (Мишлей, 3:17)
Источник: Мишна Тора. Книга «Судьи», Глава 10, п. 10.01-10.12
Примечания к главе
1. Не несет никакого наказания. В отличие от еврея, который должен принести очистительную жертву. Этот закон Талмуд выводит из случая с Авимелехом (Берешит, 20:5), который оправдывался, объясняя, что взял к себе Сару по ошибке, не зная, что она замужем («в простоте моего сердца и в чистоте моих рук я это сделал»), – следовательно, непреднамеренности достаточно, чтобы освободить сына Ноаха от наказания.
2. Тот, кто мстит за кровь. Родственник убитого, который хочет отомстить за него; однако он не обязан делать это.
3. Нет у них городов-убежищ. В то время как у евреев есть города-убежища, куда может убежать человек, совершивший убийство непреднамеренно, и где тот, кто мстит за кровь, не может его убить. См. также прим. 26 к Законам о свидетельстве (20:8).
4. Должен был выучить. Поскольку к этим заповедям обязывает разум. Более того, каждый человек должен своим умом, размышляя над миром, дойти до понимания того факта, что у мира есть Творец и что Он, вероятно, дал людям какие-то указания, начать искать эти указания и таким образом прийти к осознанию семи заповедей (р. Эльханан Вассерман).
5. Может даже поклоняться идолам, если его заставляют. Это следует из рассказа о Наамане (Млахим II, 5:18), который принял на себя обязательство не служить идолам и в то же время сказал пророку Элише: «Но вот в чем пусть простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой (царь) в дом Римона для служения там… и поклонюсь я… то за мое поклонение в доме Римона пусть простит Господь раба твоего…» То есть Нааман был вынужден поклоняться идолу вместе с царем, иначе его, вероятно, ждала бы казнь. Элиша ответил ему: «Иди с миром», – то есть согласился, что под угрозой смерти Нааман может поклоняться идолам.
6. Освящать Имя Бога. Жертвовать жизнью ради Бога (если принуждают нарушить запрет идолопоклонства, убийства или прелюбодеяния, а во время гонений на иудаизм – любую из заповедей) и тем самым освящать Его Имя. Сказано в Торе: «И Я освящусь среди сынов Израиля» (Ваикра, 22:32), – значит, только сыны Израиля обязаны освящать Имя Бога.
7. Окунулся в микве. Окунание в микве завершает процесс гиюра – обращения в иудаизм, и с этого момента обращающийся становится евреем.
8. Гер-тошав. См. прим. 17 к 8-й главе.
9. Должен быть казнен. Как еврей-отступник. Еврей не может прекратить быть евреем ни при каких обстоятельствах; гер – такой же еврей, как все остальные, и тоже не может вернуться обратно. Сказанное верно, если гер принял иудаизм искренне, а затем передумал; однако тот, кто и не собирался соблюдать заповеди в момент гиюра и тем самым ввел в заблуждение суд, остался неевреем.
10. По решению суда окунулся в микве. Например, если его родители прошли гиюр и хотят, чтобы их ребенок тоже стал евреем.
11. Может отказаться. Поскольку гер должен принять иудаизм осознанно и по доброй воле; а воля ребенка не принимается во внимание, так как он не отвечает за свои действия. Поэтому по достижении совершеннолетия ему предоставляют выбор.
12. Гер-цедек (прозелит) – нееврей, в полной мере принявший Тору и заповеди и присоединившийся к народу Израиля.
13. Не подлежит казни. По еврейским законам наказание за идолопоклонство или за проклятие Бога должно быть строже (побиение камнями – более суровый вид смертной казни, чем обезглавливание), а поскольку в момент совершения преступления на него эти законы не распространялись, его не казнят. А по мнению Радбаза, он освобождается от наказания, поскольку «прозелит подобен только что родившемуся младенцу», – принимая иудаизм, он как будто рождается заново, становится другим человеком.
14. Подлежит наказанию. Хотя характер суда меняется (в пользу обвиняемого, так как теперь необходимы два свидетеля и т. д.), его наказание остается тем же или становится легче, ведь еврей за убийство подлежит казни мечом, как и нееврей, а за прелюбодеяние – удушению, что считается более легким видом казни, нежели обезглавливание.
15. Сыновьям Ноаха запрещено только скрещивать разные виды животных и плодовых деревьев. Но им не запрещено носить одежду из смеси льна и шерсти или засевать поле и виноградник семенами нескольких культур одновременно, как это запрещено евреям.
16. За нарушение этого запрета их не казнят. Поскольку этот запрет не входит в семь заповедей.
17. Заслуживает смерти. От руки Небес.
18. Сыновья Ктуры. После смерти Сары Авраѓам женился на Ктуре, которая родила ему шестерых сыновей (Берешит, 25:1). Поскольку они родились после того, как Авраѓам получил заповедь обрезать своих сыновей, они должны делать обрезание. Однако Раши считает, что эта обязанность лежала только на самих сыновьях Ктуры, но не на их потомстве. См. также следующее примечание.
19. Ктура и ее сыновья «И взял Авраѓам еще одну жену, по имени Ктура. И она родила ему Зимрана, и Йокшана, и Медана, и Мидиана, и Ишбака, и Шуаха» (Берешит, 25:1–2). Одно из самых распространенных толкований утверждает, что Ктура – это Ѓагар, которую Авраѓам вернул в свой шатер после смерти Сары. Традиция сообщает, что при этом статус Ктуры отличался от статуса законной жены, которым обладала Сара: Ктура была скорее не женой, а наложницей Авраѓама (см. ниже о сыновьях наложниц, которых Авраѓам наделил подарками). По другому мидрашу, Ктура происходила от Йефета, так что три жены Авраѓама были представительницами трех ветвей человечества, восходящих к сыновьям Ноаха (как известно, Сара происходит из потомков Шема, а Ѓагар – от Хама).
Имя Ктура созвучно ивритскому слову кторет (смесь благовоний, используемая в ритуальных целях) и иногда переводится как «благоухание». Потомки Ктуры – ряд племен, обитавших в Саудовской Аравии и в Йемене, – служили основными посредниками в международной торговле благовониями. Племена эти, в которых потомки Ктуры смешались с потомками Ишмаэля, в самом деле сохранили обычай обрезания, хотя исполняют его не на восьмой день жизни ребенка, а значительно позже, в возрасте инициации (обычно в тринадцать лет – в том возрасте, в котором был обрезан Ишмаэль). Один из народов, восходящих к сыновьям Ктуры, – мидианиты – обитал неподалеку от южной границы Земли Израиля; к мидианитам принадлежали жена Моше-рабейну Ципора и его тесть Итро.
По другой версии, к потомкам Ктуры относились также народы, проживавшие значительно восточнее – на территории Месопотамии или даже Персии и Индии, как сказано: «А сынам наложниц, что у Авраѓама, дал Авраѓам подарки и отослал от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей на восток в землю Кедем» (Берешит, 25:6). Согласно мидрашу, подарки, полученные этими народами, – это наследственный удел Авраѓама в Харране и Месопотамии. По другому мнению, Авраѓам оставил им в дар свои эзотерические познания – умение гадать и колдовать, которым издревле славились восточные народы.
20. Заслуживает смерти. От руки Небес. Талмуд (Санѓедрин, 59а) цитирует стих Писания: «Тору заповедал нам Моше, наследие общины Израиля»; «заповедал нам», а не им. Слово мораша («наследие») можно читать как меураса («обрученная»), то есть Тора как бы обручена с общиной Израиля, и чужой, изучая ее, совершает своего рода прелюбодеяние.
21. То, что относится к семи заповедям. Талмуд (Санѓедрин, 59а) говорит, что нееврей, изучающий Тору (относящуюся к нему, то есть семь заповедей), выше первосвященника-неуча. Семь заповедей можно рассматривать не только как некие общие принципы поведения, но и как определение различных областей знания. Например, запрет поклоняться идолам и запрет проклинать Бога могут включать в себя всевозможные философские и теологические изыскания. Для изучения и исполнения заповеди о справедливом суде необходимо знание всех юридических тонкостей судебного процесса. Запрет грабежа подразумевает умение разрешать имущественные вопросы и конфликты в различных жизненных ситуациях и т. д.
22. Вправе учить. Некоторые авторитеты полагают, что нееврей имеет право учить Письменную Тору (Танах), так как она в каком-то смысле относится ко всему человечеству. Не случайно деление Танаха на главы произведено неевреем и тем не менее принято в еврейских изданиях.
23. Законы субботы. То есть систему запретов, цель которой – воздержаться от внесения творческих исправлений в материальный мир. Талмуд (Санѓедрин, 58б) выводит запрет нееврею соблюдать субботу из стиха (Берешит, 8:22): «Впредь все дни земли… днем и ночью не остановятся (ло йишботу)»; слова ло йишботу можно читать как «не будут соблюдать субботу». Даже готовясь к переходу в иудаизм, нееврей обязан нарушать хотя бы один из законов субботы. Сын Ноаха, однако, может отмечать субботу как день, в который человек предается размышлениям о величии Творца, проявляющемся в творении.
24. Заслуживает смерти. От руки Небес, но не от рук людей.
25. Если сделал себе праздник. Приписывая ему какой-то религиозный смысл и тем самым придумывая новую заповедь. Однако он может ввести светский праздник, например День независимости или Восьмое марта. Он может также определенным образом отмечать еврейские праздники, однако, по видимому, не соблюдением праздничных запретов (это было бы подобно соблюдению субботы, что нееврею запрещено), а осознавая смысл этих праздников и исполняя повелевающие заповеди, так как нееврей может выполнять заповеди Торы, чтобы получить награду (см. параграф 10).
26. Сообщают ему, что за это он заслуживает смерти. Что Творец взыщет с него за это и накажет смертью.
27. Какую-либо из остальных заповедей Торы. Кроме заповедей о соблюдении субботы и об изучении Торы.
28. Они обязаны оказывать ему поддержку. Евреи обязаны оказывать поддержку пришельцу (гер-тошав), если он нуждается, а значит, и его пожертвование на еврейских бедняков могут принять.
29. Отдают его беднякам-неевреям. Пожертвование идолопоклонников не отдают евреям, поскольку заслуга благотворительности поможет им продлить свою власть над евреями (Бава батра, 10б); кроме того, принимая пожертвования от идолопоклонников, евреи осквернили бы Имя Творца (Раши, Санѓедрин, 26б).
30. Всегда. Поскольку мы обязаны оказывать поддержку пришельцу, не следует пользоваться двойными стандартами.
31. Запретили говорить неевреям двойное приветствие. Необходимо приветствовать идолопоклонников даже в дни их религиозных праздников ради сохранения мира, но нельзя вести с ними долгие разговоры при встрече (это и называется «двойным приветствием»), поскольку это может привести к сближению с ними и к идолопоклонству. Однако речь в этом законе идет об идолопоклонниках древности, а не о современных народах, признающих существование и единство Творца (Меири).