Заложена ли вера в душу человека?
Религиозный опыт человечества учит, что люди в целом признают наличие над собой некой наивысшей силы, которая носит сверхъестественный характер. Нельзя найти ни одну культуру без веры в такую высшую инстанцию. Начало веры заложено в человека уже при сотворении Адама. Подобно тому, как не нужно приучать ребенка к вере, что он происходит от своих родителей, (об этом знает даже умственно отсталый ребенок), так же и первый человек познал Господа как своего Творца.
Подобная вера в высшую сверхъестественную силу обнаруживается даже у самых малоразвитых племен. Тот факт, что во всем мире никогда не было и нет ни одного народа без веры, объясняется тем, что в свое время предки всех людей знали о существовании Наивысшей Силы. Мы не говорим о тех поколениях, которые сознательно сбросили с себя “ярмо небес”, мы говорим о той эпохе, которая уходит в глубь истории, когда еще не появились знакомые всем предания. Хотя со временем связь между отдельными народами часто прерывалась, тем не менее, все люди без исключения разделяли веру в сверхъестественную Силу. При этом не играет никакой роли, как называлась эта Сила. Большинство серьезных ученых, исследователей религии, признают, что не может быть культуры и общества без религии: человек самим своим бытием, мировоззрением, культурой и опытом свидетельствует, что в мире существует нечто более великое или величественное, чем он сам, и что это нечто не является частью обыкновенного повседневного мира, в котором живут люди. Нормальный человек как бы чувствует, что помимо привычного мира существует еще одно измерение, которое каким-то образом руководит им, некая сила, принципиально отличная от эмпирического мира человека, некая власть, принципиально определяющая его судьбу.
Но не только на основании традиции человек узнает, что миром руководит высшая сила. Сама ориентация на такую инстанцию настолько укоренилась в человеке, что он обнаруживает явное стремление вступить в связь с Богом и приблизиться к Нему. Каждый человек, безразлично от мировоззрения, способен молиться и чувствует внутреннее стремление к молитве. Таким образом, молитва является самым явным выражением такой естественной ориентации на Бога.
Возможно, что кто-нибудь в тиши кабинета сочинит мировоззрение, которое не оставляет никакого места для религиозного чувства. Пусть даже автор сам поверит в жизненность своей теории. Но стоит ему самому или близкому ему человеку оказаться в смертельной опасности, он первый почувствует в себе желание помолиться кому-то от всего сердца, то есть обратиться к Тому, Кто оживляет мертвых и в руках Которого лежит жизнь всех творений.
Датский философ Кьеркегор написал рассказ об одном убежденном атеисте, который заставил жену отказаться от религии. Однажды жена заболела, и муж, прийдя к ней утром, заметил в ее лице новое выражение, которое никогда раньше не замечал. Жена сказала: “Тот, кто знает, что его часы сочтены, чувствует в своем внутреннем мире нечто такое, что указывает на продолжение существования и за пределами жизни”.
Отрицать Бога – дело живого человека, но в час смерти у больной женщины не нашлось достаточно сил для такого отрицания. В последние минуты ее жизни муж понял, что ему не удалось полностью привязать свою жену к атеизму. Ведь она уже как бы предстала перед лицом Бога, от Которого долгие годы пыталась отказаться по настоянию мужа.
После ее смерти муж остался один с маленьким сыном. Но вот настал черед еще одной трагедии: ребенок заболевает и начинает испытывать сильные боли. Беспомощный отец стоит у его постели, смотрит, как страдает мальчик, как расширяются его глаза из-за страха перед следующим приступом болей, и каждый приступ сильнее предыдущего. Несколько дней отец просидел у постели умирающего сына. Когда же не осталось сил присутствовать при мучениях мальчика, он вдруг опустился на колени и принялся горячо молиться Богу в небесах, у Которого есть власть убить и оставить живым и с Которым никого нельзя сравнить. Отец молится, чтобы Он спас его сына. Но пришло утро – и он остался один. В ту ночь рухнул его мир, а сердце уже никогда не могло оправиться от боли. И все же он вернулся к атеизму и часто порицал себя за то, что в час искушения не устоял перед признанием Бога. Он снова и снова уговаривал себя, что при той ночной молитве не понимал, что делает, что боль из-за потери сына была сильнее его разума. И все же то был явный самообман: на колени перед Творцом он встал в полном сознании и ясно понимая, что он делает.
Именно в такие конфликты попадают отрицатели Бога, так как сила веры в человеке – одна из самых основополагающих и изначальных. Даже самым злостным отрицателям Бога не удается ее устранить.
За многие годы своей медицинской практики Ц. Г. Юнг вылечил сотни больных. Как он признавал, у большинства из них проблема заключалась в мировоззрении, которое потерпело крушение, или в отказе от веры.