Запрет колдовства
В Торе в главе Балак мы находим рассказ о колдуне Биламе (Валааме). В книге пророка Шмуэля (Самуила) рассказывается, как царь Шауль (Саул) перед битвой с филистимлянами обратился к колдунье, чтобы узнать, чем закончится битва. Также в Талмуде есть истории про колдовство и колдунов, к примеру, в трактате Санѓедрин, 44б, говорится, что в городе Ашкелоне одно время (1 в. до н.э.) существовала колдовская секта.
Из всех историй видно, что колдовство запрещено. «Колдунью не оставь в живых» (Шмот, 22:17). Только женщин? А что с колдунами-мужчинами? Талмуд говорит (Санѓедрин, 67а), что пол колдуна не имеет значения, разве что обычно колдовством занимаются женщины. Откроем книгу «Шева мицвот ѓа-Шем» («Семь заповедей Б-га») раввина Мойше Вайнера и увидим детали запретов.
Нас интересует вот что: почему колдовство запрещено? В чем смысл запрета? Можно ли колдовать, не мешая обществу?
Начнем с того, что Б‑г прост, как… ну да, как правда. Так и написано: «Г-сподь Б-г есть истина, Он – Б-г живой» (Ирмеяѓу, 10:10). Дело в том, что Б‑г является первопричиной всего, однако нет ничего, чтобы предшествовало Ему. Поэтому нет ничего, чтобы определяло Его существование. Нет причины, дающей начало Его бытию (Яд хазака, в начале). Он сам и есть причина своего бытия, словами Маймонида «Его бытие из Него же самого вытекает» (Море невухим, ч. 1, гл. 57, ч. 2, гл. 1). И потому, что нет причины началу Его бытия, так же нет причины, которая прервала бы его или как-то на него повлияла. Поэтому Б‑г является истиной, ибо истина – это то, что непрерывно; то, что может быть прервано, истиной не является (Кунтрес Умааян, маамар 2, гл. 2).
И поэтому Б‑г ничем не ограничен. А раз не ограничен, то и не состоит из частей, то есть прост. «Прост предельной простотой» (Маѓарал, Гвурот ѓа-Шем, предисловие второе). Настолько, что Его невозможно себе представить.
Итак, Б‑г прост и не состоит из частей. Это и сейчас, то есть, после сотворения мира, так же. Не только Б‑г был простым до сотворения мира, но и после сотворения мира Он так же прост. Иными словами, с точки зрения (если так можно сказать) Б‑га, в Нем ничего не изменилось из-за того, что мир обрел бытие. Ну, это и понятно: если бы бытие мира внесло в Него какое-то изменение, то это значит, что есть что-то, что влияет на Его бытие, а этого про Б‑га сказать никак нельзя, ибо это – ограничение.
Тем не менее, мир сотворен, существует и ощущает свое существование. Много книг написано для объяснения этого парадокса, мы не будем вдаваться в подробности. Для нас важно следующее: все в мире получает жизненность от Б‑га. Тем или иным путем. Нет другого источника жизненности или каких-то сил, кроме Б‑га, влияющих на мир.
В этом разница между монотеизмом и язычеством. Монотеизм (не только) в том, что Б‑г один, а не два и не много, а в том, что нет реальности вне Б‑га. А язычество и идолопоклонство не (только) в том, что есть много богов, а в том, что есть какие-то силы, кроме Б‑га, влияющие на мир и на происходящее в нем. Даже если они считают Б-га верховным и главным божеством.
Здесь требуется пояснение. Б-г бесконечен и ничем не ограничен, но творения Он создал ограниченные, как во времени и пространстве, так и силами и возможностями. Жизненность от безграничного Б-га передается ограниченным творениям постепенно, от общего к частному. Сначала Б-жественный свет принимает общие и довольно абстрактные формы, которые мы называем сфирот. Б‑жественный свет, простыми словами, делится на десять потоков: три, так сказать, «внутри системы», и семь направлены на мир, как солнечный свет делится на семь цветов (звук на семь нот, неделя на семь дней, и так далее). Далее свет от сфирот ограничивается и сжимается еще больше, дробится на более мелкие и частные ручейки, лучи и лучики, искры и искорки, что в духовном мире называется «спуском» или «понижением уровня». Свет и жизненность передается облаченная в десять сфирот клипат нога, затем в мазалот (созвездия), затем в воинство Небесное, затем в ангелов-хранителей народов мира, и лишь затем, полностью скрытая бесчисленными облачениями, жизненность приходит к обитателям материального мира.
Выходит, что обитатели материального мира, например мы, чувствуем в себе жизненность, но не постигаем, откуда она в нас вошла. И когда возникает потребность найти дополнительный источник жизненности, чтобы черпнуть в случае ее нехватки (скажем, нет детей, еды, власти, почета, и так далее), то в попытках найти дополнительный источник жизненности люди обращаются к тем промежуточным звеньям передачи энергии от Б‑га к творениям, которые, собственно, созданы Б‑гом, но по ним не видно того, что они лишь передают жизненность от верха вниз, – они выглядят так, будто сами являются источником жизненности и сил.
И здесь мы выделяем два аспекта.
- Принятие чего-то в качестве бога и служение ему культовыми действиями (к примеру, поклонение иконам или камню в Мекке).
- Использование этих сил в своих целях, и сюда относится колдовство.
Колдовством пользуются, чтобы получить желаемое или узнать будущее, что тоже ради того, чтобы получить желаемое. Вместо того чтобы обратиться к истинному источнику жизненности, обращаются к различным силам, якобы имеющим влияние на мир (они действительно имеют влияние на мир, но не своей волей, а волей Б‑га). Почему?
Потому, что обращение к Б-гу связано с устранением своего эго. Человек, чтобы предстать перед Б-гом с просьбой, должен иметь заслуги, а если не имеет (каждый про себя знает), он должен себя улучшить, приблизиться к Б-гу. Для колдовства этого не требуется, колдовство – это способ получить желаемое, оставаясь на прежнем духовном уровне, без необходимости себя изменить. Поэтому колдовство, в конечном счете, приводит к язычеству и идолопоклонству в прямом смысле слова.
Автор: р. Хаим Фильцер