О гармонии в нашем мире.
Изначально мир был сотворен гармоничным, «и увидел Б-г, что все, что Он создал – хорошо очень» (Берешит, 1:31): все элементы мира составляют одно целое, ни одна деталь не выбивается, отвлекая внимание на себя. В этом и заключается гармония – каждый проявляет Б-га. Он делает это так, как может лишь он, и ни кто другой, и все работают на общую гармонию.
Но одно творение способно гармонию разрушить, это – человек. Б-г наделил его свободой выбора, возможностью действовать по собственному разумению, что включает в себя и такую возможность, как действовать против Б-га.
Это объясняет известную логическую ловушку: может ли Б-г создать камень, который Он же Сам не сможет поднять? Тема этот обсуждается в литературе иудаизма, но то, касается нас – да, может. Б-г может создать ситуацию, в которой Он будет ограничен, и это – свобода выбора человека.
Конечно, творя человека, Б-г имел в виду, что тот будет выбирать добро, а именно, такое поведение и такие поступки, которые удержат гармонию мира от разрушений. Уже Первому Человеку были заповеданы шесть заповедей, а Ноаху была добавлена седьмая, как пишет об этом Маймонид (законы идолопоклонства, гл. 1,закон 1). Эти заповеди являются законами мироздания, и несоблюдение их разрушает вселенский организм (войны, болезни, голод и тому подобное). Поэтому критически важно распространять знания об этих законах по всему миру, пропагандировать их, побуждая всех без исключения их соблюдать.
Обязанность распространять законы Б-га лежит на каждом (там же, законы царей 8:10), и любой, кто ощущает себя интегральной частью мира, должен приложить усилия, чтобы и остальные члены мироздания включились в общую гармонию.
В молодости я учился рисовать, и нас обучали, что процесс творения (но и любой процесс вообще, как написано в Сефер Йецира) проходит три стадии: общее выражение идеи, работа над деталями и – ведь детали обязательно начнут жить самостоятельной жизнью – приведение их, деталей, к общему знаменателю. Так же и в мире: общее – первоначальное сотворение мира («И увидел Б-г, что все, что Он создал – хорошо очень»), детали – собственные поступки человека, следствие его свободного выбора и его желаний, и третье – поступки человека должны выражать общую идею творения, заложенную в него Б-гом.
Обязанность приведения человеческой цивилизации к гармонии лежит на каждом. Как нет исключения в соблюдении других законов Б-га, так и тут. Нельзя самоустраниться и сказать: «Когда придет Машиах, когда все люди его примут, тогда и появится возможность распространять эти идеи. Мошиах выполнит ее за всех нас, он приведет человечество к тому, что люди будут свободно выбирать, и при этом это будет именно то, чего хочет Б-г: семь заповедей сынов Ноаха». Нельзя ждать, пока истина сама завоюет сердца. Распространение ее и наведение гармонии не есть прерогатива особо продвинутых интеллектуалов, это, еще раз, обязанность, и обязанность каждого, как и все другие обязанности, наложенные на людей Синайским откровением (Маймонид, там же).
И тут каждый должен внести свою лепту. Кто убеждением друзей и сотрудников по работе, кто распространением знаний о Б-ге в мировой сети, а кто, конкретно, материальной помощью таким ресурсам, как этот сайт. Зачем далеко ходить? Он выделяется качественным контентом, авторы тут – известные раввины, и статьи оригинальные.
Продвижение идей семи заповедей приближает Освобождение. Здесь несколько составляющих: собственно помощь в продвижении идей, участие в реальном изменении мира (чтобы он стал таким, как мечтали пророки), да и самому человеку немалая выгода. Ведь деньги есть материальный эквивалент жизни, на них можно купить все: пищу, отдых, здоровье, радость. С другой стороны, в деньги вложен труд, силы, здоровье и жизнь человека, их заработавшего. Человек перевел в деньги часть своей жизни, здоровья, и когда он жертвует на благое дело, он отдает как бы кусочек своей жизни.
Мидраш рассказывает, что дочь рабби Акивы должна была умереть в день свадьбы. Узнали это по звездам или иным способом, не важно. Важно, что рабби Акива знал, что так должна сложиться судьба его дочери. Можно представить, как он себя чувствовал в день ее свадьбы. Однако наутро она была жива и здорова. Рабби Акива стал расспрашивать, как она провела вчерашний день, и оказалось, что на свадьбе она отдала свою порцию еды прохожему нищему. А потом в спальне обнаружили змею, приколотую шпилькой для волос. Когда дочь рабби Акивы раздевалась, она, сама того не заметив, воткнула шпильку в ее голову.
История эта довольно известна, и не стоило бы ее рассказывать, разве что ради того, что жертвование спасает от смерти. Нет, конечно нет, человек не может разменять грехи на деньги! Но если на Небесах постановили, что он должен умереть раньше срока или же он должен умереть необычным способом (от змеи, аварии, болезни), то пожертвованием можно отменить Небесный приговор. А уж тем более, оно защищает и избавляет от других несчастий.
В любом случае, общее правило: знания о семи заповедях нужно распространять, и это – обязанность, данная на горе Синай (там же, законы царей 8:10). Тем более, что в мире веет дух перемен: галут подходит к концу, близится эра Мошиаха, когда все люди будут служить единому Б-гу плечом к плечу. Все будут постигать Б-га и, словами Маймонида (Законы царей, в конце гл. 12), это будет главным занятием всех. Но чем больше мы успеем сделать сейчас, тем грандиозней и прекрасней будет мессианское будущее!
Автор: р. Хаим Фильцер