Воскрешение из мертвых. Часть 2
В прошлой статье мы затронули тему воскрешения из мертвых, говорили о том, зачем оно, воскрешения из мертвых, нужно, и вот основные положения:
1) Смерть – это лишь этап в жизни человека, и все, кто того заслужил, встанут из мертвых.
2) Воскрешение из мертвых нужно для того, чтобы люди смогли получить награду за служение Б-гу. Все, кто заслужил, и евреи, и ноахиды, удостоятся воскреснуть.
Человек, как и все остальные творения, создан таким, что он может подниматься с уровня на уровень по лестнице совершенства. Это его обязанность. Он должен приложить к этому все свои силы, и когда он приблизится к пределу своих возможностей, ему помогут Свыше, и это даст ему больше, чем он смог бы достичь самостоятельно. Говорится в Талмуде [1]: «Человек освящает себя немного внизу в этом мире – его освящают много сверху в будущем мире». В каббале это называется «пробуждение снизу вызывает пробуждение сверху» или еще: «пробуждение сверху, которое происходит после пробуждения снизу».
Б-г в Своем милосердии указал человеку путь к совершенству, и путь этот объемлет всю его жизнь от первого мига до последнего. Ведь совершенство любой вещи зависит от ее устремления к цели, ради которой она была создана.
Цель всего творения (и человека в частности) в том, чтобы, словами мидраша, стать сосудом для Б-жественной сущности. А именно, чтобы материальный мир стал столь чист, что Б-г мог бы в нем проявиться в абсолютно полной мере. Это достигается устранением своего «я» перед «Я» Б-га, и в этом заключается мудрость Б-га и Его заповедей. Как написано [2]: «И заповедал Г-сподь соблюдать законы эти, дабы трепетали вы перед Г-сподом». Это объясняет, почему Б-г дал заповеди душам, одетым в материальное тело: для того, чтобы они создали из физической материи обитель Б-гу.
Как в служении идут от простого к сложному, так и в духовном поднимаются по ступеням снизу вверх. Так же и награда, которую человек получает за свое служение, приходит постепенно, и вместе с наградой человеку дают силу ее принять – его постепенно очищают, дабы он смог воспринять свет духовного и Б-жественную сущность. Это и есть истинная награда.
Конечно, есть исключения, и бывает, что Б-г открывается людям безо всякой связи с их поступками, как это было при выходе из Египта и даровании Торы. Но это исключения. В целом творение очищается и движется к совершенству постепенно. И даже если кто-то ошибся и упал, и вместе с ним упала часть мира, которая к нему относится и от него зависит, тем не менее, когда он вернется, он поднимет себя и свою часть мира на ступень более высокую, чем это было до падения.
В целом, по большому счету, есть три эпохи: этот мир, время Машиаха и воскрешение из мертвых. «Этот мир» – это время войн между материей и духом, между добром и злом, светом и тьмой. Иногда побеждает добро, а когда и…
Во времена Машиаха война закончится, добро и зло будут разделены, человечество достигнет своего совершенства и будет занято исключительно постижением Б-га. Но зло, как таковое, еще останется, и поэтому все, кто будут жить во время Машиаха, умрут, и только после этого воскреснут. В эпоху Машиаха все достигнут своего совершенства в смысле служения Б-гу настолько, насколько возможно силами человека и с помощью награды. Более того, эпоха Машиаха и есть главное время служения.
После воскрешения из мертвых зло исчезнет совсем. Б-г, аллегорически выражаясь, зарежет ангела смерти и злое начало в человеке. Совершенство не будет зависеть от служения и награды за него, а будет связано лишь с тем, что дают человеку сверху. Поэтому заповеди исчезнут [3], а все будут сидеть (не забываем, что это аллегория!) и наслаждаться постижением сущности Б-га. Это и называется, что мир станет сосудом для Б-га, т. е. будет очевидно, что мир и Б-г суть одно. И поэтому это будет время, когда души вернутся тела, ибо в этом и есть совершенство, и именно в этом изначальная цель творения.
Примечания
[1] Йома, 39:1.
[2] Дварим, 6:24.
[3] Понятие заповеди подразумевает, что есть двое: тот, от кого заповедь исходит, и тот, к кому она обращена. Заповедь – это то, что Б-г хочет от человека, это желание Б-га, а не человека, и человек выполняет ее против своей воли, что требует душевной работы, которую мы называем служением. В будущем, когда человек и Б-г не будут разделены, а будут единым целым, желание Б-га станет и душевной потребностью самого человека. Поэтому мы говорим, что заповеди исчезнут, и не будет служения и награды за него.
Автор: р. Хаим Фильцер