Наследие праотца Авраама.
Нам порой кажется, что язычество в современном мире – нонсенс. Редко кто верит и в одного Б-га, кто же поверит в нескольких?! Этот ход мысли построен на неверном представлении о язычестве.
Мы склонны думать, что монотеизм был изобретением Авраама. Но вот что интересно: история человека начинается Адамом, знавшим Единого Творца, после потопа род человеческий начинается с семьи Ноаха, знавшего единого Б-га. Стало быть, изначально человечество знало Единого Творца и верило только в него. Откуда же пошло дробление вер и вера в множество богов?
Вот что пишет Рамбам в кодексе “Мишне Тора”:
“Во времена Эноша люди пришли к ошибочному мировоззрению… Ошибка их была в том, что они сказали: “Поскольку Г-сподь сотворил звезды и созвездия, чтобы они управляли миром, и поместил их в вышине, и воздал им честь, и они служат Ему, следует восхвалять их – таково желание Б-га, подобно тому, как царь желает, чтобы почитали его вельмож, ибо в том – честь царю”. И думая так, стали они воздвигать храмы звездам и приносить им жертвы, воспевать их в речах и падать перед ними ниц, – чтобы, согласно их ошибочному взгляду на вещи, удостоиться милости Творца.
Таковы были причины и источники их идолопоклонства. Некоторые из тех, что предались ему, будучи сведущи в основах его, не говорили, что божество их – та или иная звезда. Так и у пророка Йермияу (10:7) сказано: “Тебя ли, царь народов, кто не убоится, как и приличествует это Тебе; ибо среди всех мудрецов народов и во всех царствах их нет подобного Тебе. И все до одного они безрассудны и глупы: [свидетельство] суетности учения их – деревянный чурбан.” То есть все знают, что только Ты Один – Б-г; но заблуждение и безумство идолопоклонников в том, что они вообразили, будто бы Ему угоден этот вздор.
Со временем появились лжепророки и объявили, что Бог якобы повелел им: “Служите некой звезде или всем звездам, приносите им жертвы, и возливайте им вино так-то и так-то, и постройте такой-то и такой-то чертог, чтобы там поклоняться им – весь народ, мужчины, женщины и дети и простолюдины”. И описывали им образы, которые они сами выдумали, и говорили: это образ такой-то звезды, возвещенный нам в пророческом видении. Так начали воздвигать истуканов в храмах, под деревьями, на горах и на вершинах холмов. И собирались вместе, и поклонялись им, и рассказывали людям, что это изображение может причинить им зло или сделать добро, и надлежит служить ему и бояться его, а жрецы говорили, что надо служить больше и усерднее, и делать это так-то и так-то, и не делать так-то и так-то.
А другие обманщики начали утверждать, что сама звезда, созвездие или ангел говорили с ними и сказали: “Служите мне так-то!” И объясняли людям подробности ритуала. И распространилось это на весь мир, и стали люди поклоняться различным изображениям, исполнять всяческие ритуалы и приносить им жертвы.
Время шло, и с течением времени позабылось Великое и Грозное Имя, исчезло с уст живущих и из их ума, и уже не знали Его, и стало так, что все простые люди, и женщины, и дети уже не знали ничего, кроме изображений из дерева и камня и каменных чертогов, в которых они с детства были приучены поклоняться идолам, служить им и клясться их именем. По таким путям и шел весь мир, пока не появился столп мира, праотец евреев Авраам. “И понял он, что есть один Б-г, и Он направляет созвездия, и нет во всей Вселенной божества кроме Него”.
Жизнь современного человека полна язычества: он видит множество факторов, “определяющих” его судьбу. Нам порой кажется, что язычество в современном мире – нонсенс. Редко кто верит и в одного Б-га, кто же поверит в нескольких?! Этот ход мысли построен на неверном представлении о язычестве: его начало не в древнем невежестве, а в готовности признать важность кого и чего бы то ни было, кроме Всевышнего. Говорящий: я верю в Б-га, но живу литературой; я верю в Б-га, но всю свою жизнь подчиняю интересам бизнеса; я верю в Б-га, но есть в жизни и не менее важные ценности – такой человек стоит на грани язычества.
В 1927 году шестой Любавичский Ребе, рабби Йосиф Ицхак Шнеерсон, был арестован ГПУ и заточен в тюрьму. Когда следователь выложил на стол наган и сказал: “Эта игрушка многих заставила изменить свои взгляды!”, – Ребе ответил: “Того, у кого много богов и одна жизнь, эта игрушка может испугать. Но тот, у кого один Б-г и две жизни, не боится таких игрушек”. Быть последовательным монотеистом, значит не только не кланяться иконам, но и не бояться никого, кроме Б-га.
Рав Александр Фейгин