Время идет быстрее?
Вопрос: Почему кажется, что сейчас время стало течь быстрее?
Ответ: Действительно, есть такое ощущение. Педагоги говорят, что если раньше понятие поколения занимало лет двадцать-тридцать, а то и полсотни, то теперь каждый год появляется новое поколение. В том смысле, что дети меняются так быстро, что по прошествии года их можно считать поколением новых людей. И все в жизни происходит намного быстрее, чем раньше. Не просто быстрее, а процесс ускоряется прямо на глазах. Это чувствуют все. Неужели время ускоряется?
Нет, время ускоряться не может. То, что было дневным промежутком времени в момент сотворения мира, то днем и осталось сегодня. Дело, видимо, в другом.
Но прежде перенесемся в начало творения, когда Б‑г говорил, а мир образовывался Его речью. В каббале мы находим несколько объяснений акту творения, то есть смыслу того, ради чего Б-г сотворил мир? Самым глубоким является такое: Всевышний захотел обитать внизу [1]. Подумаем над этой метафорой. Обитель или жилище, это то, где человек может раскрыться полностью, где его никто и ничто не ограничивает. Он может ходить в галстуке, а может… ну, понятно, в каком виде хочет, в таком и ходит. Кроме того, жилище полностью соответствует желанию обладателя. Всякие несоответствия объясняются ограниченностью в средствах, но если хозяин в средствах полностью неограничен, то и дом будет именно таким, каким ему хочется, – в таком доме не будет ничего, чтобы не соответствовало его желанию.
Из этой метафоры можно понять происходящее в духовном мире. Всевышний создал мир таким, что ничто не указывает на Него, – невозможно ощутить, что мир создан бытие из небытия. И вот Б‑г желает проявиться полностью именно в таком мире, и проявиться во всей своей ослепительной красоте.
Иными словами: проект «Сотворение мира» был задуман для того, чтобы безграничное соединилось с ограниченным, и они стали одним целым, слились в одно буквально. Это слияние происходит духовным служением человека, тем, что человек, как часть материального мира, выполняет волю Б-га и тем меняется сам и меняет окружающий мир.
Теперь перенесемся в Первый Храм, там эта идея в некоторой степени была реализована.
В Святая святых находился Ковчег Завета, в нем лежали скрижали, полученные Мойше во время Синайского откровения. Во-первых, сами скрижали: буквы, вырезанные на них, читались одинаково с обеих сторон, а серединки округлых замкнутых букв (подобно серединке русской «о») держались чудесным образом. Во-вторых, сам ковчег. Будучи определенного размера, места в Святая святых не занимал. Вне Святая святых этого чуда не происходило [2], он был обычным (в смысле занимаемого пространства) ковчегом.
Здесь мы тоже видим, что безграничное соединилось с ограниченным в пространстве мира. Теперь будет понятным происходящее со временем.
Чем ближе к концу времен… но прежде следует сказать, что процесс соединения безграничного с ограниченным происходит также все время. Только результат виден лишь в духовном мире, а в физическом мире мы его видеть не можем. Настанет момент, когда это единство проявится также и в физическом мире и станет явным. Другими словами, раскрытие Б-жественности в будущем создается в настоящем духовной работой человека. И чем ближе к концу времен, тем это единство полнее.
Оно даже начинает ощущаться в нашей реальности. В короткое время укладывается все больше событий, намного больше, чем раньше. Само время не изменилось, но оно принимает в себя безграничность, становится более насыщенным. На языке каббалы это называется: время стало «сосудом» для Б-жественности. Процесс этот еще не окончен, но все более ощутим.
Примечания
[1] Танхума, Насо, 16.
[2] Происходили другие чудеса.
Автор: р. Хаим Фильцер