Можно ли на самом деле никогда не злиться?
Вопрос: Я пытался следовать моральному поведению, изложенному в книге раввина Моше Вайнера «Божественный кодекс», главе 8, части 1: «Основы веры. Большинство пунктов, касающихся поведения, я уже отслеживал. Но я обнаружил, что становится все труднее следовать первому пункту: никогда не злиться.
В душе я очень миролюбивый человек, но, тем не менее, думаю, что гнев иногда служит полезным целям. Мне трудно «не мстить» или «не держать обиду». Являются ли эти пункты хорошими для книг, но непрактичными в реальной жизни? Пожалуйста, объясните дихотомию этих пунктов и реального мира, который так сильно отличается. Я люблю всем искренне следовать, и мне кажется проблематичным следовать некоторым из этих правил в моем бизнесе. (Например, контроль над своими сотрудниками, общение с хитрыми людьми и т. д.) Я хотел бы попросить вас пролить свет на этот фундаментальный вопрос: всегда ли злость или затаивание обиды неправильны? Извините, если все эти вопросы звучат слишком натянуто, но я просто стараюсь угодить Б-гу от всего сердца! Добавлю, что «Божественный кодекс» — действительно потрясающая книга.
Ответ: Вы правы в том, что гнев может послужить полезной цели в какой-то конкретной ситуации. Всевышний создал все для определенной цели, включая гнев. Я объясню это в последнюю очередь.
Проблема возникает, когда человек позволяет своей способности гневу вспыхнуть и удержаться там, где этого не должно быть. Это любой момент, когда гнев человека берет верх и отталкивает его веру в Б-га. Человеку необходимо понять, что существует истинная внутренняя суть ситуации. Эта сущность находится в руках Б-га, и этот факт можно принять интеллектуально. Более того, человеческий разум обладает естественной, данной Всевышним, способностью контролировать эмоции. Следовательно, эмоции автоматически будут следовать тому, как человек думает о ситуации.
Есть два аспекта правильного понимания, и они подобны двум сторонам одной медали:
- Божественное Провидение
Все происходит по Б-жественному Промыслу – так, как пожелает Всевышний в данный момент. Если что-то произошло, то устанавливается, что на это была воля Б-га. Поэтому книга Зоар учит, что «Кто в ярости, тот словно поклоняется идолам». Если бы человек действительно верил, что то, что уже произошло, было вызвано Б-гом, он бы не рассердился. Это не меняет того факта, что человек, который его разозлил, действовал со свободой выбора. Следовательно, он несет ответственность за ущерб, оскорбление и/или грех, который он совершил. Это означает, что он несет ответственность по законам Б-га и общества за совершенное зло.
Тем не менее, что касается любого причиненного вреда, неудобства или оскорбления, Б-гом было постановлено, что это так или иначе постигнет этого человека ради достижения в конечном счете доброй цели. (По словам мудрецов: «Это тоже к лучшему».) Конечно, Б-г обязывает других помогать жертве добротой и добротой. Пострадавшему также необходимо максимально помочь себе.
- Непрерывное творчество
Все существующее постоянно создается из ничего творческой божественной речью Всевышнего. Это подразумевается не в общем, а скорее в каждой детали, в каждый момент. Это происходит сейчас, так же, как это было в течение первых шести дней творения. Вспомните, что после того, как Адам и Хава вкусили от Древа Познания, Всевышний заявил, что творение «очень хорошо» (Берейшит 1:31).
То же самое применимо в каждый момент времени. Истинное существование каждого существа и события — это божественная речь , посредством которой Всевышний изрекает их к существованию. Так что если человеку причиняют вред, и кто-то вредит ему, то оба в каждый момент едины. Это детали творения, которое Б-г создает «весьма хорошим образом». В каких-то ситуациях это добро раскрывается, а в каких-то оно очень глубоко спрятано.
Когда придет Мессия и возвестит наступление Мессианской Эры, задачей мира будет познать Б-га. Тогда благость всего происшедшего откроется и поймется. Будет раскрыто, как все было частью ведения мира к мессианской эре. Наша задача – улучшать мир в целом или в каких-либо деталях при каждой возможности, которую дает нам Всевышний. Таким образом, мы будем Его партнерами в этом процессе.
Поэтому, если человек на что-то злится, он отрицает это добро. Он также думает, что знает лучше, чем Б-г, о том, что должно было произойти. Концептуально это похоже на идею отвергнуть Б-га и поклоняться ложным богам по собственному выбору, что является идолопоклонством.
Когда гнев хорош и уместен? Об этом мы узнаем от Моше
Может случиться так, что вы увидите, как кто-то грешит или собирается согрешить: например вашего коллегу, который уважает вас и который, как и вы, обычно занимается соблюдением Его заповедей. Сюда входит даже время, когда вы наблюдаете, как грешите или испытываете искушение согрешить. В этот момент вы можете рационально решить, что, если вы решите проявить контролируемую степень гнева по поводу этой ситуации, вполне вероятно, что вы сможете совершить доброе и похвальное дело, предостерегая человека (даже себя) от совершения проступка.
Ярким примером этого является то, что Моше разгневался из-за греха золотого тельца, который он наблюдал, спускаясь с горы Синай. Проявив свой гнев людям и разбив перед их глазами драгоценные первые скрижали Десяти Заповедей, он смог помешать им продолжать грешить. Этот поступок Моше был очень угоден Б-гу, потому что он спас евреев от уничтожения и научил их силе покаяния.
Когда лучше промолчать?
С другой стороны, незадолго до этого Аарон был свидетелем того, как люди согрешили, но он знал, что, если он проявит гнев, люди не будут его слушать, и на самом деле они обратятся против него. Поэтому он молчал и доверял Б-гу, что Моше скоро вернется, как он и обещал, и спасет ситуацию.
Точно так же, когда мы сталкиваемся с негативной ситуацией, которую не в наших силах исправить своими действиями, мы должны верить, что это воля Б-га, и что Он дает нам возможность извлечь из нее уроки и улучшить себя. И мы также должны сделать все, что в наших силах, чтобы улучшить ситуацию, если сможем, конструктивным путем. Это должно быть сделано в соответствии с заповедями Б-га и обязанностью человека действовать нравственно правильным образом, как учит основанный на Торе Кодекс Ноаха.
Как преодолеть свой темперамент «скорый на гнев» или «трудный на усмирение»
Все вышеперечисленное — очень здравые интеллектуальные аргументы, над которыми человеку следует глубоко задуматься и принять близко к сердцу. Но в «горячий момент», когда у человека вспыхивает гнев, негативная эмоция уже «сработала». В этот момент его интеллект уже отодвинут в сторону. Лучшее, что он может сделать, — это просто прикусить язык и сосчитать до десяти (или 100?). Когда он вновь обретает самообладание, гневный темперамент еще не вырвался из его личности. Нужно заранее себя тренировать, а не злиться в первую очередь.
Способ достижения этого хорошо известен и может быть применен для исцеления себя от других нездоровых качеств. В нашей книге «Семь врат праведности, «Пятые врата», смотрите 2-ю главу: «Исцеление души от нездоровых качеств».
Источник: asknoah.org