Мир частностей
Десятью речениями был создан мир. Что из этого следует? Разве нельзя было создать его одним речением? – Поучения отцов, 5:1
Пятая глава «Поучений отцов» открывается рядом высказываний, так или иначе акцентирующих значение десятерицы: это и десять Б-жественных речений, которыми сотворен мир (например, «Да будет свет», «Да произрастит земля зелень»), десять испытаний Авраама, десять казней египетских, десять чудес, ниспосланных в Храме, и другие высказывания.
Десять – число, выражающее законченность и совершенство. Неслучайно люди исчисляют объекты и элементы мира, в котором живут, десятками. Мир образован десятью классами первоэлементов: каждая из сущностей или сил, явленных в нашем мире, попадает в одну из этих десяти категорий.
Сказано, что Б-г сотворил мир десятью высказываниями. Несомненно, Он мог просто сказать: «Да будет мир», но тогда конституирующие особенности нашего существования носили бы вторичный характер. Один человек отличается редкой щедростью и благородством, другой посвятил жизнь поискам мудрости, а третий растит ребенка, – все эти особенности в мире, сотворенном одним высказыванием, не играли бы особой роли. Единственной реальностью в таком мире был бы лишь факт «существования» некоей сущности, а все прочее – форма проявления этого существования. Ведь мерой значимости тогда оказывается вопрос: является ли некая сущность достойной, чтобы Б-г ее сотворил.
Однако Творец пожелал, чтобы в мире была представлена не только категория «существования», но и такие категории, как «доброта», «мудрость», «женственность». Поэтому Он «взял на себя труд» дать проявиться десяти различным творящим силам, от Него исходящим. Одну из них можно определить как «милость» («хесед»): она включает такие эмоции, как любовь, отдачу и связана с физической водой. Другая сила – «мудрость» («хохма»): качество, вмещающее способность к интеллектуальному суждению, геометрическую точку, отцовство. Лидерство, восприимчивость, женственность и стихия земли будут связаны с представлениями о «царстве» («малхус»).
Творение состоит из десяти основополагающих «сущностей». Иными словами, наш мир – огромный холст, на котором представлены миллионы цветов, являющихся результатом смешения десяти основных красок Б-жественной палитры (см. Тания, часть II, гл.1).
Б-г сотворил мир десятью высказываниями, чтобы обозначить важность такого критерия, как «особенность» каждой сущей в мире вещи. Когда поучение говорит о некоей десятерице, то принцип, описываемый этим поучением, распространяется не на узкую зону реальности, но касается каждого ее аспекта. Авраам доказал свою веру не только в какой-то одной области или ситуации – этой верой была проникнута вся его жизнь. Наш исход из Египта избавил нас не от одного, но от десяти видов рабства: исход и освобождение затрагивают все существо каждого из нас. Пространство Храма не просто отлично по тем или иным параметрам от «нормального» пространства, принадлежащего естественному порядку природы, – оно свидетельствует о присутствии Б-га в каждом уголке мироздания.
Из книги «За буквой закона».
Учение Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона.