Откуда человек получает силу исполнять заповеди? С «горы Синай»

Мудрецы наши рассказывают [1], что перед дарованием Торы все горы собрались вместе, и каждая из них претендовала на то, чтобы Всевышний дал Израилю Тору именно с нее. Гора Тавор аргументировала тем, что она самая высокая; гора Кармель напоминала, что она оказала помощь при рассечении Красного моря… Но Всевышний ответил: «Зачем вам судиться, горы горбатые?» [2]. Из-за того, что вы слишком высокого мнения о себе, вы сделали себя уродливыми! “Тора, на которой возжелал Б-г пребывать [3] – это гора Синай, самая низкая из всех гор».

Слова Мидраша кажутся непонятными. Одно из двух: если низкое имеет преимущество перед высоким, то надо было дать Тору в низине или, по крайней мере, на равнине, но уж никак не на горе; если же преимущество состоит в высоте, то Тору следовало дать на горе, более высокой, чем Синай!

Объясняется это кажущееся противоречие тем, что, давая Тору, Всевышний имел намерение объединить две противоположности: материя должна оставаться материей, но ее как таковую следует превратить в Б-жественное. Вот на это и намекает избрание горы Синай: она ниже всех гор, но все-таки она – гора. Таким образом, Синай сочетает в себе низкое и высокое.

Эта самая категория – «гора Синай» – и дает силу, чтобы материю как таковую превращать в Б-жественное и тем самым осуществить намерение Всевышнего иметь Себе обитель в низшем из миров.

Сказанное объясняет, почему так часто встречается выражение «с Синая»: «Моше получил Тору с Синая», «Галаха, данная Моше с Синая», «все, что лучший ученик откроет в будущем, уже сказано Моше с Синая» и т. п. Казалось бы, какое значение имеет, что все это – «с Синая»? Ведь главное, что это дано Всевышним – Вездесущим, присутствующим повсюду, а не только на Синае! Для чего же подчеркивать: именно «с Синая»?

Принимая во внимание вышесказанное, это легко понять. Конечная цель дарования Торы – объединение двух противоположностей, «горы» и «низины», превращение этого мира в обитель для Всевышнего!

Вот что принесло дарование Торы: с тех пор любое исполнение заповедей превосходит не только исполнение заповедей нашими праотцами, которые исполняли всю Тору целиком раньше, чем она была дана (ибо «более велик тот, кто делает то, что ему приказано, чем тот, кто делает то, что ему не приказано»), но также и «Семь Заповедей сынов Ноаха» и даже заповеди, данные Израилю в Маре (до дарования Торы). «Мидраш раба» [4] говорит, что до дарования Торы был в силе указ Творца, запрещавший объединение небесного и земного: «Небеса эти – небеса Г-споду, а землю Он отдал сынам человеческим» [5]. При даровании Торы Всевышний отменил этот указ. Поскольку весь смысл дарования Торы состоит в объединении небесного и земного, Тора была дарована именно на горе Синай, объединившей две противоположности.

Именно поэтому все время подчеркивается, что Тора была дана с Синая. Если кто-нибудь вздумает хвалиться, что он тоже в состоянии объединить две противоположности, ему скажут: «с Синая имеешь на это силу». Уж если в неживую природу, самый низкий из уровней сотворенного мира, Всевышний вложил способность объединить противоположности”, то тем более имеет эту силу человек, «говорящий», самое высокое из созданий! Он-то, безусловно, способен объединять противоположности и осуществить Б-жественное намерение, чтобы низший из миров стал обителью для Всевышнего!

Источник: Ликутей Сихот. Из Беседы Любвичского Ребе в субботу главы «Бегар» 5718 г. (1958) г.
Адаптированное изложение.

Примечания

[1] Мидраш
[2] Теґилим, 68:17.
[3] Там же.
[4] Шмот раба, 12:3.
[5] Тегилим, 115:16.