Почему нужно бояться Б-га?

Вопрос: Почему нужно бояться Б-га? Как развить страх перед Всевышним?

Ответ: Пойдем от противного – что будет, если Б-га не бояться? Баал Шем Тов [1] не ездил на извозчике, который не крестился, проезжая мимо церкви. За двадцатый век было убито людей больше, чем за всю историю. Вообще, атеизм с самого своего рождения в Великую Французскую революцию, когда государство отделилось от церкви, отличался лютой кровожадностью.

– Ах! – слышу я, – а как же инквизиция… да что далеко ходить, вот ИГИЛ сегодня! Все это ради Б-га! – Нет, не из страха перед Б-гом они это делают. У них совсем другие мотивы.

Страх – очень ценная штука. Вообще по жизни. Он помогает избежать опасности, удержаться от неблаговидных поступков, когда других ориентиров нет. Так же и в отношениях с Б-гом – страх удерживает от плохого.

Любовь заставляет человека действовать, совершать поступки. Но в любви всегда есть эгоистический мотив, это всегда, хоть сколько-то, но для себя. Из любви можно жертвовать собой, и, казалось бы, человек отдает себя, где тут эгоизм? Но любовь – такова ее природа – это всегда что-то получить себе, хотя бы такую вещь, как близость к Б-гу. Или душевное удовлетворение от того, что отдал себя. Есть мотивы более земные: получить награду – жизнь в Раю, или награду уже совсем земную – удачу в делах и личной жизни. В любом случае, служение, построенное лишь на любви, не чистое служение.

Страх тоже имеет уровни. Есть простой стах – боязнь наказания. Это такой детских страх, но он очень ценный. Во-первых, это начальный, обязательный уровень. Если нет других, то и с ним можно прожить жизнь достойно. Есть страх более высокий – стах нарушить гармонию Б-га. Еще более высокий – стыд; стыдно перед Б-гом. Ну и совсем высокий – страх огорчить Б-га; не само нарушение пугает, а то, что Б-г огорчится. С таким страхом человек следит за каждым своим движением, за каждым словом, за каждой мыслью. Он следит за всеми мотивами своего поведения. Каждый день перед отходом ко сну он пишет для себя отчет за прошедший день и анализирует свое поведение.

Страх можно вырабатывать самому. С любовью это гораздо сложнее, нам трудно любить то, чего мы не видим. А бояться то, чего не видишь можно.

Как это делается? Нужно размышлять о Б-ге. Не думать, а размышлять, думу думать. Думать о том вреде, который приносит грех самому человеку. И не только о Геенне огненной, хотя это тоже нужно, но и о том, что каждый грех должен быть исправлен, и в соответствии с тем, какую выгоду человек получил от греха, ему придется отстрадать в этой жизни. К примеру, если он кого-то обидел, то ему придется терпеть обиду из другого места.

Думать о том, что мир сотворен гамоничным, и плохие наши поступки разрушают эту гармонию. Мир становится более хаотичным, силы хаоса и тьмы начинают им управлять, и связь с Б-гом теряется.

Еще нужно думать о том, что Б-г бесконечно возвышен над миром. Нужно учиться думать о бесконечности, такие мысли наводят трепет. Трепет это тоже вид страха, но это очень высокое чувство. Это чувство восхищения и боязни обидеть. Это гораздо более высокое чувство, чем даже любовь.

Итог:
1. страх нужен для того, чтобы не нарушать Б-жьи законы;
2. страх вырабатывается размышлениями.

____________________________

1. Рабби Исраэль Бааль Шем Тов (ивр. ישראל בעל שם טוב‎, настоящее имя — Исраэль бен Элиэзер, 1698 год, Окуп — 1760 год, Меджибож, в еврейской транскрипции — Межбуж) — основатель хасидского движения в иудаизме.

Автор: Р. Хаим Фильцер