Всем ли подходит иудаизм?

1006138_281018468709920_1471628403_nВопрос: В интернете я наткнулся на сайт по иудаизму – и теперь хочу стать евреем! Этот сайт чрезвычайно расположил меня к иудаизму, я чувствую, что это как раз для меня! Каков мой следующий шаг?

Ответ: Ваш следующий шаг – станьте лучше как человек. Укрепите свою веру в душу, в ваше предназначение и в Того, Кто создал Вас. Творите больше добрых дел, помогайте большему количеству людей. Изучайте больше мудрости, применяйте изученное, сделайте свою жизнь такой, чтобы стоило жить.

Но для всего этого вам не нужно становится евреем. Множество замечательных людей, творящих в этом мире прекрасные вещи, не являются евреями, и Б-г, тем не менее, доволен ими. Если вы беспокоитесь о том возьмут ли вас на Небеса, то согласно пренципам еврейской веры, любой хороший человек получит свою долю в Мире Грядущем, если он осветит свою жизнь верой в единого Б-га и будет соблюдать Семь Заповедей потомков Ноя.

Поймите, есть иудаизм и есть еврейство – и это не одно и то же. Иудаизм – это мудрость для каждого человека на этой планете и за ее пределами. Мы называем это Торой, что означает “учение”, и это Б-жественное послание всем человеческим существам, содержащее принципы, которые большая часть человечества уже принята в качестве абсолютной истины. Понятие того, что жизнь человека является высшей ценностью, происходит из учения Торы, также как и связанная с ним идея о том, что все человеческие существа сотворены равными. Также право каждого человека на грамотность и образование были принесены в этот мир Торой. И принцип “мира во всем мире” как ценность и цель, тысячи лет проповедовался исключительно Торой и ее пророками, прежде чем стал популярным и для остальной части мира. И, конечно же, сама идея о существовании единого, бестелесного Существа, которое создает и поддерживает в существовании всю реальность, заботится о всем, что происходит с каждым отдельным творением, тем самым давая каждому человеку, существу, событию или объекту смысл, цель и назначение – это сущностное учение, лежащее в основве всего, есть центральное учение Торы.

За 3300 лет, прошедших с момента дарования Торы, это учение было не только сохранено еврейскими мудрецами, но и развито, разъяснено и использовано множеством различных способов. Они приложили его к серьезным вопросам медицинской и деловой этики, политики, личного просвещения – к каждому аспекту человеческой жизни. И сегодня оно, как источник света и вдохновения, доступно для всего человечества, чтобы приобщиться и изучать.

Это иудаизм. Но есть и еврейство. Быть евреем – значит принадлежать к древнему племени либо по рождению, либо через обращение. Это странное и уникальные племя – единственное, сохранившееся до нынешних времен, пронеся через века большую часть характеристик племени бронзового века. Антрополог Джаред Даймонд описывает в своей книге “Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ” как аборигены Новой Гвинеи при посещении соседней деревни своего же племени для того, чтобы создать родственно-племенные отношения, сразу же начинают разговор с выяснений: “Вы с кем в родстве? Знаете таких-то и таких-то?” Ну так это именно то, что евреи всего мира делают сегодня, когда встречаются друг с другом. Потому что, где бы мы не жили, – в Манхэттене или Йоханнесбурге, в Тель-Авиве или Владивостоке – мы все по-прежнему одно племя.

И в этом есть глубокий смысл: чтобы сохранить учение вечной Торы для всего мира, Еврейский народ должен быть вечным, оставаясь вне времени, таким, каким он был, несмотря на прошествии тысячелетий.

У племен есть обряды. У евреев тоже. Мужчины этого племени носят особые предметы одежды, такие как цицит и ярмолки. Женщины сохраняют определенный стиль скромной одежды, а замужние женщины покрывают свои волосы. Мужчины каждое утро помещают на головы и руки кожаные коробочки, содержащие пергаментные свитки, будучи облачены при этом в шерстяные покрывала, украшенные теми же кистями цицит. Во время наших служб мы поем молитвы на древнееврейском языке и читаем из древнего свитка. Мы отмечаем праздники, которые служат напоминанием о событиях нашей племенной истории и устанавливают нашу самоидентификацию в целом. Некоторые виды пищи являются табу, а другие проверяются и объявляются годными для племени. Ничего более древне-племенного, чем все это, вы навряд ли найдете.

Дело в том, что ни одна из этих ритуальных вещей никогда задумывалась как всеобщее учение, разве что, может быть, в более обобщенной форме. Скромная одежда – да, хорошая идея для всех. Почему человеческое существование должно свестись к культу тела? Поболтать с Творцом каждое утро? Как человек может обойтись без этого? А добавка некоторой духовности в процесс поглощения пищи – отличный способ выйти за рамки повседневности. Но что касается конкретных ритуалов в их еврейской форме, то они, столь значимые для нас, попросту не имеют никакого смысла для практикования кем-то, кто к племени не принадлежит. (Если вы мне не верите, взгляните в первоисточник, где Б-г говорит Моисею: “Говори сынам Исраэля и вели им…”)

Теперь, то, что я говорю, не особо политкорректно в наши дни. Мы живем в мире гипермобильности. Не только потому, что у нас есть собственные автомобили и мы можем заказывать билеты онлайн, того чтобы отправиться куда угодно в любое время, – а потому, что мы представляем себе нашу собственную самоидентификацию столь же мобильной, как наш ноутбук. Просто возьми и неси куда хочешь. Сегодня я капиталист-предприниматель, завтра эскимос-общественник, а на следующий день уже калифорнийский хиппи. И мы можем смешивать и сочетать все, можно быть итальянцем, нигерийцем, китайцем и жителем Бостона – все в одной тарелке. Так кто он такой этот тип Фриман, чтобы указывать мне, к какому племени я принадлежу, а к а какому нет?

Откровенно говоря, этот тип Фриман считает схему гиперидентификации обманом, массовым заблуждением и социальной болезнью. Вы можете изменить свой стиль одежды, свои предпочтения в еде, друзей, социальное поведение, взгляды на жизнь и, возможно, вы даже можете перейти с Windows на Macintosh. Но только Б-г решает, кто вы, и лучшее, что вы можете сделать, – раскрыть это.

Двое моих друзей вступили в Корпус мира еще в шестидесятых годах, и их направили в Юго-Восточною Азию. Вместе они посетили малоизвестного гуру в джунглях, которому они объявили: “Мы хотим стать буддистами”.

– Ну а кто вы сейчас? – спросил он их.

– Да ни кто, – ответили они.

– Откуда родом вы? Кто отцы ваши?

– Вообще то они евреи.

– Так почему же вы пришли ко мне? – спросил он. – Идите и будьте евреями.

Теперь моя очередь отплатить услугой за услугу и обратиться к азиатам, итальянцам, нигерийцам, эскимосам и ко всему остальному человечеству с этим небольшим пассажем:

Я верю, что Б-г хочет от каждого человека, чтобы он изучил наследие своих предков, обнаружил скрытые там истины и жил в соответствии с ними, зная, что это именно то, что его Создатель хочет от него.

Истины находятся именно там, потому что все человеческое общество было изначально основано на законах, данных Адаму и Ною, наряду с теми законами, что все потомки Ноя приняли на себя. Эти истины должны быть открыты путем изучения своего наследия в свете Торы.

Евреи являются носителями этого света. Но вам не нужно становится евреем, что бы приобщиться к нему. Он светит для всех, кому даны глаза.

Пользуйтесь на здоровье нашим сайтом. Помогайте распространять свет.

Отвечал: рав Цви Фриман

Перевод С. Жильцова

ИСТОЧНИК