Как вы понимаете свое предназначение?

Вопрос: Как вы понимаете понятие предназначение? Это исполнять ровным фоном заповедей в течении жизни? Или реализация своего потенциала путем неких конкретных достижений?

Ответ: И то, и другое, и еще кое-что. Жизнь многогранна, и человек так же существо многогранное и проявляет себя в различных областях: и как часть общего, и как нечто целое, законченное, оригинальное, ни на кого другого не похожее. Ведь если Б-г сотворил столько разных людей, то это значит, что Ему нужен каждый из них в отдельности, и без него не будет цельности у всего мира. [Поэтому смерть каждого человека это большая трагедия и потеря для всех].

Более подробно. Есть нечто общее для всех людей, для всех одинаковое, в чем они люди в отличие от животных и растений, и в чем они служат Б-гу как вид «человек разумный». Однако это требует длительных размышлений, чтобы научиться различать между «животными» поступками и «человеческими». Конечно, это семь заповедей, общие для всех, в первую очередь. Цель этих заповедей, а также самоорганизации людей в общество в том, чтобы сделать мир обустроенным и дружелюбным для проживания людей и для всех остальных творений тоже. [1]

Внутри этого правила, общего для всех, каждый должен реализовать то, что Б-г заложил именно в него. Нужно проанализировать себя и прояснить для себя свои достоинства и свои недостатки. Без этого служение невозможно. [2]

Было бы слишком просто, если бы можно было пойти к какому-то мудрецу, психологу, философу, чтобы он указал, в чем предназначение конкретного человека. Но, похоже, не этого хочет Б-г. Похоже, Он хочет, чтобы и предназначение свое каждый искал и находил сам. Ведь служение Б-гу поступками и поиски своего предназначения связаны, как форма связана с содержанием – нет содержания без формы и наоборот. Предназначение мы называем содержанием, а то, как именно оно выражается (как человек себя ведет, чем занимается в жизни, где живет, и так далее), мы называем формой [на языке каббалы свет и сосуды]. И то, и другое человек должен находить сам, ведь содержание само образует форму своего проявления. [3]

Обычно люди увлечены вторым, т. е. поисками своей оригинальности, совершенно упуская из виду первое, без чего вся их деятельность становится служением не Б-гу, а себе. Это не значит, что Б-г не имеет выгоду даже с этого, с того, что человек служит себе. Б-г имеет выгоду со всего. Пример: человек ради собственных интересов строит бизнес, а люди имеют рабочие места и заработок.

Но мы говорим не о пользе от деятельности человека, а об его предназначении. Вовсе необязательно, что делая полезные для людей дела, человек выполняет свое предназначение. Ведь тому, кто умеет прокалывать жемчуг, однако занят чем-то другим, выпекает, к примеру, булки, и даже в булках у людей бОльшая нужда, и даже они без них не могут, тем не менее, грехом ему засчитается это [4]. Он не просто грешник, но он греховен перед родителями (от них он унаследовал эту способность), учителями (они его обучали) и, даже (!), перед всем человечеством (ведь другие этого дать не могут). [5]

Тем не менее, Б-г создал человека не для того, чтобы тот забыл про Него и занимался лишь собою. Уж точно не в этом предназначение человека, венца творения.

Поэтому тот, кто хочет искать свое предназначение, должен выделись время для размышлений. Самое лучшее – это каждый день утром перед началом всех дел и немножко перед сном, проанализировать прожитый день. Можно раз в неделю или раз в месяц, но так или иначе, нужно уединиться и подумать, кто ты, откуда взялся и куда идешь, и почему именно тебя Б-г сотворил именно в это время именно в этом месте. [6]

Примечания

[1]  Йешаяѓу, 45:18.
[2]  Рабейну Йона, Шаарей Тшува вначале.
[3]  Эц Хаим, врата 47, гл. 1.
[4]  Святые письма Любавического Ребе Йосеф Ицхака, том. 4, стр. 340; Ѓа-йом йом, 25 нисана.
[5]  Торат Менахем, том 11 (5714 года), беседа на Шошан Пурим.
[6]  Там же. См. также Ѓа-йом йом, 11 нисана.

Автор: р. Хаим Фильцер