Смысл и значение Кодекса Ноахида

Значимость Кодекса Ноахида была подтверждена у Горы Синай [1]

Сказано, что Десять заповедей звучали, дословно «великим, не утихающим голосом» [2]. Мидраш объясняет, что «голос делился ещё на семь голосов, который, в свою очередь, разделились на семьдесят языков» [3]. Почему так важно упомянуть об этом?

Сыновья Ноаха (все неевреи) обязаны соблюдать свои Семь заповедей. Евреи же должны прилагать усилия для того, чтобы мотивировать их соблюдать заповеди [4]. На случай, если мы не будем относиться к этим заповедям, как связанным с принятием Торы, Тора делает акцент на том, что голос был безграничен, за счёт разделения на семьдесят языков. Заповеди были даны во время дарования Торы на семидесяти языках, чтобы быть услышаны всем человечеством.

Следовательно, соблюдение Семи заповедей должно быть принято, как приказ, отданный и принятый во время Дарования Торы. Их следует соблюдать не только потому что они Б-жественные (тем более, не потому что они рациональные), но так же по той причине, что Б-г сформулировал их в Торе и передал неевреям через Моше.

Это знание ценно так же и для евреев. Еврей должен прилагать усилия, агитировать неевреев соблюдать, поскольку Всевышний когда-то передал их людям через еврея, Моше.

Настоящая жизнь зависит от соблюдения Законов Ноаха

Законы Ноаха отличны от светских. В-первую очередь, они предвосхищают все законы, созданные человеком. Именно от них исходил приказ людям создавать и в дальнейшем соблюдать законы светские. Однако, в первую очередь, Заповеди обращены к ныне живущим живым людям. Источник жизни  – и людей, и животных, растений, – Творец Вселенной. «Словом Б-га небеса сотворены, дуновением уст Его – всё воинство их» [5]. Весь смысл жизни неевреев состоит в следовании воли Творца Вселенной, соблюдении Законов Ноаха, так же, как жизнь евреев состоит из соблюдения Заповедей Торы и мицвот, о чём на предостерегают: «В них ваша жизнь и вы должны соблюдать их и жить ими» [6].

Б-г должен гордиться неевреями

Сказано, что они «создания рук моих, моя гордость».

И хотя эти строки относятся к евреям, выражение «создание рук моих» относится и к неевреям, и ко всему творению в целом. Так как неевреи сотворены Всевышним,  они должны достигнуть такого уровня, чтобы Он мог испытывать гордость за них.

Неевреи должны направить свои мысли и сердце к Б-гу

Суть заповеди наложения тфилин в том, чтобы направить сердце и мысли к Всевышнему. Несмотря на то, что заповедь относится только к евреям, суть её относится ко всем существам на земле. Это легко понять: неевреи должны следовать Б-жественному кодексу Ноаха.  Принцип «Я был создан для того, чтобы служить своему Творцу» [7] хотя и был употреблён в отношении евреев, также затрагивает и неевреев.  Как написано в Талмуде: «Всё, созданное Б-гом по его слову, создано во имя Его славы».

Осмысление этих слов помогает искренне принять Заповеди Ноаха.

Кодекс Ноахида улучшит мир и приведёт его к целостности [8]

Мир должен существовать в соответствии с принципом «он создал Его чтобы он существовал» [9], то есть, в конечном итоге мир не должен включать в себя нежелательную окружающую среду и явления, и однажды он должен быть приведён к совершенству и цельности. По этой причине неевреи должны принять Заповеди Ноаха, как те, который регулируют межличностные  отношения, чтобы мир (все люди) вели себя правильно, как и те, которые относятся к человеку и Б-гу (такие, как запрет идолопоклонства и Б-гохульства).

Таким образом, неевреи готовят мир для того, чтобы еврейский народ имел возможность выполнять святые заповеди Торы. Итак мир достигнет совершенства, поднимется на более высокий духовный уровень и превратится в «Мир Торы» – место обитания Б-га [10].

Посредством неевреев, мир станет местом обитания Б-га [11]

Основная, изначальная миссия неевреев – сделать мир пригодным местом для человеческой цивилизации, как сказано, «Он сотворил мир, чтобы обитать в нём» [12]. Изменяя мир, делая его пригодным для проживания и существования в нём человеческого рода, «низшего человека», он, в конечном итоге, станет подходящим местом обитания для «Б-жественного» [13].

Основополагающая тема Кодекса Ноахида [14]

Несмотря на то, что кодекс Ноахида связан с отношением человека к Б-гу и подразумевает то, что необходимо следовать его законам, как заповеданных Б-гом, основополагающая идея кодекса – стремление создать цивилизованный мир.

Другая жизнь в мире и согласии [15]

Мирное существование – таков путь Торы, как написано «Её пути – пути наслаждения, а тропы – тропы мира» [16]. Следовательно, хотя «Еврейские законы отличаются от законов других народов» [17], и евреям, например, запрещено есть некошерную нееврейскую пищу, эти различия регулируются мирными путями. Когда нееврей спрашивает, почему мы не едим то, что Он предлагает, мы объясняем, что всё Творение и каждый из нас в частности созданы с определенной, уникальной целью.

Цель всех народов – придерживаться Семи Заповедей Ноаха, включающих в себя намного широкий круг обязанностей. Например, служить Б-гу, давать цдаку, остерегаться воровства и так далее. Следуя своей цели, неевреи заслуживают Б-жественное благословение для того, чтобы стать здоровым народом, распространяющим добро и справедливость.

У евреев – своя миссия. Никого не удивляет тот факт, что у каждого существа в этом мире есть свой смысл жизни. Сей факт можно сравнить с нашим телом, состоящем из множества внутренних органов, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию. Значение сердца и разума не сравнимо со значением рук или ног. По факту, в некотором смысле евреи и неевреи используют свои ноги для общей цель – для того, чтобы служить Всевышнему. Хотя каждый бежит выполнять свои собственные заповеди.

Каждый должен делать то, что в его силах, чтобы помогать окружающим жить по заповедям. Неевреи помогают евреям соблюдать свои 613 заповедей Торы, а евреи, в свою очередь, оказывают поддержку неевреям [18]. Как мы не раз говорили, Рамбам считал [19], что помощь неевреям включена в уникальное предназначение еврейского народа.

Б-г  несомненно показал свою волю всему Человечеству [20]

Очевидно, что Б-г не стал бы создавать человека и наделять его определенным предназначением и ролью, только для того, чтобы позволить ему оставаться в потемках, не имея понятия, как это предназначение выполнить.

Это логично. Человек из плоти и крови, чьё милосердие и сопереживание ограничено (как и всё его существование), сделает всё возможное, чтобы его сын не сбился с пути во тьме.  В буквальном смысле, можно включить свет в его комнате. В духовном – стремиться воспитывать его и направлять на правильный путь. Б-г точно не создал бы мир и, тем более, не поселил бы в нём человека, «созданного по его образу и подобию» [21], и точно бы не сказал: «ступай и крутись в темноте!».

Можно сделать вывод, что создав человека (Адама) и наделив его особенным предназначением, Всевышний дал ему то, что освещало бы его жизненный путь, а именно – «Тору Света [22]», которая освещает и направляет (слово «Тора» означает «руководство» [23]) его дорогу, объясняет, какое поведение подобающе, и какое – нет.

Всеобщие принятие Единстве Б-га в эпоху Машиаха

Б-г изгнал еврейский народ для того, чтобы он наладил связь с неевреями, из чего и вытекает, что «место обитания Б-га в нижних мирах» [24] строят как евреи, так и неевреи.

Посредством Б-жественного служения еврейского народа в эпоху изгнания, мы получим истинное и полное Освобождение. В известном учении Алтер Ребе, он делает различие между גולה«гола» – «изгнание» и גאולה«геула» – «освобождение», добавляя букву א алеф, означающую «Алуфо шель олам», Владыка Вселенной. Добавление в слово буквы алеф «превращает изгнание в освобождение» [25].

Неевреи достигнут конечной очистки, как сказано: «И я, Б-г, верну людям единый язык, и они будут призывать имя Б-га и служить ему с одной целью» [26].

В будущем неевреи откажутся от идеи «партнёрства» с Б-гом [27]

Во времена Третьего Храма, учение Торы и молитвы достигнут окончательного совершенства. Учение Торы в эру Машиаха не будет забыто [28], как и молитвы – они станут возвышеннее и совершеннее, что затронет и неевреев, как сказано «И мой дом будут называть домом молитвы для всех народов» [29]. Неевреи и язычники отвергнут понятие о наличии у Всевышнего «партнёров». Осмыслят и примут понятие Единого Б-г и «Б-г будет Един, и его имя будет Едино». [30]

Примечания

[1]  Ликутей Сихос, том.4, с.1092, 1094. См. также «Сефер аСихос» 5748, том.2, с.55-56
[2]  Дварим 5:18
[3]  Мидраш на книгу «Шмот»
[4]  Мишне Тора 8:10
[5]  Теилим, 33:6
[6]  Ваикра 18:5
[7]  Кидушин 82b
[8]  Ликутей Сихос, том 5., с.159-160
[9]  Йешая 45:18
[10]  Мидраш  Танхума, Насо, 16. См.также Тания, Ликутей Амарим, гл. 36.
[11]  Хисвадус 5750, том 1, с.396
[12]  Йешая 60:21
[13]  Антропоморфизм для Б-га. Ликутей Тора, Насо, с. 20
[14]  Хисвадус 5750, том 2, с.1096
[15]  Хисвадус 5750, том 4, с.217
[16]  Мишлей 3:17
[17]  Эстер 3:8
[18]  Семь Заповедей Ноаха и другие их обязанности
[19]  Мишне Тора
[20]  Хисвадут 5754, том 2, с.1037
[21]  Берешит 9:6
[22]  Мишлей 6:23
[23]  Гур Арье на Берешит 1:1
[24]  В эпоху Мошиаха. См. Тания, Ликутей амарим, с.36
[25]  См. Ваикра раба гл.34, Ликутей Тора, Беалосеха, 35с
[26]  Цефания 3:9
[27]  Хисвадус 5747, том 2, с.302. см.также Хисвадус 5794. Том.4, с.134
[28]  Шульхан Арух а Рав, Законы изучения Торы, 2:10
[29]  Йешая 56:7
[30]  Захария 14:9. Термин, звучащий на иврите, как sheetuf, ошибочно используется как «партнёр» Всевышнего

Из книги «To Perfect the World» – призыв Любавичского ребе обучать Кодексу Ноахида всё человечество. Часть 2, глава 1.

Адаптированный перевод: Штерна Сара Белькина.