Мицвот (заповеди) для неевреев
Совершенствование мира требует распространения Семи Заповедей Ноаха. Б-г «создал мир, чтобы он был обустроен» [Ишаягу 45:18]. Это подразумевает уровень цивилизованного поведения, который может быть достигнут только тогда, когда неевреи также будут соблюдать мицвот (заповеди). Действительно, совершенствование мира, ведущее к мессианской эре, требует распространения Семи Заповедей, которые Б-г через Тору дал всем народам мира.
Это Семь Заповедей Ноахида, перечисленных в Вавилонском Талмуде, Санхедрин 56а:
Запрет идолопоклонства – Запрещено поклоняться любому человеку или любой сотворенной вещи. Также запрещено изготовление идолов и приобщение к оккультизму. Это требует понимания Единого Б-га Израиля и Его природы.
Запрет Б-гохульства – Запрещены проклятия в адрес Всевышнего.
Запрет убийства – Запрещено убийство и самоубийство. Нанесение телесных повреждений также запрещено.
Запрет воровства – Запрещено незаконное присвоение чужого имущества.
Запрет незаконных половых связей – Запрещены прелюбодеяние, кровосмешение, гомосексуальные связи и скотоложство, согласно определениям Торы.
Запрет есть орган живых существ – поощряет доброе отношение к животным. Это также способствует воспитанию уважения ко всем видам жизни и уважения к природе как творению Б-га.
Создание справедливых судов – Обязательное требование добиваться и обеспечивать социальную справедливость, а также запрет на любые судебные ошибки.
Авторитет этих законов вытекает из стиха: «И заповедал Господь Б-г человеку…» (Берейшит 2:16). Они были вновь даны народам мира через учение Моше в Маре (Шмот 15:25-26), но известны под именем Ноаха, поскольку впервые стали полностью применимы в его время, когда стало разрешено мясоедение.
Евреям, которые спрашивают, как они должны относиться к своим друзьям-неевреям, можно показать полную формулировку целостности и благополучия неевреев, которую можно применять, где бы они ни жили. Этим принципам можно свободно обучать всех неевреев, которые с ними сталкиваются.
В Каббале и Хасидуте семь заповедей эквивалентны семи нижним сфирот. Десять сфирот, с помощью которых Б-г сотворил мир и человека, делятся на три «интеллектуальных» атрибута: Мудрость, Понимание и Знание (хохма, бина и даат), и семь «эмоциональных»: Доброта, Могущество, Красота, Вечность, Слава, Основа и Суверенитет (хесед, гевура, тиферет, нетцах, ход, йесод и малхут). Эти три интеллектуальных атрибута ассоциируются с еврейским народом, который дает юридическую и духовную интерпретацию Семи Законов потомков Ноаха. Каждый закон параллелен одному из семи «эмоциональных» сфирот.
Идолопоклонство и Б-гохульство соответствуют соответственно нетцах и ход, которые часто объединяют в пары как две опоры веры. Идолопоклонство – это нарушение Б-жественного правления, а Б-гохульство – Б-жественной любви. Поскольку Б-жественное правление и Его любовь неразделимы, и каждая из них в свою очередь способствует другой, то и эти две заповеди поддерживают и усиливают друг друга. Поклоняться следует только Б-гу, непосредственно, без всяких сопряжений и посредников, и только Он желает и слышит молитвы из Своей любви ко всему человечеству.
Убийство – это извращение силы и власти, и оно соответствует гвуре.
Воровство разрушает гармонию человеческих отношений и соответствует тиферет – гармоничному сочетанию доброты и силы, обеспечивающему социальное равновесие. В мире, где вопросы деловой морали стоят на первом месте, эта заповедь способствует этическому поведению в той области, где оно крайне необходимо.
Сексуальный проступок – это извращение любви, и он связан с хеседом. Сексуальные проступки нарушают любовь Б-га к нам и вредят людям в их способности любить, в то время как разрешенные сексуальные отношения бережно хранятся на Небесах и способствуют божественному влиянию на все творение.
Поедание органа живого животного соответствует сфире йесод, связанной с репродуктивным влечением. Связь между едой и сексуальностью хорошо известна. Поедание живого мяса усиливает чисто хищнический аспект как еды, так и сексуальных отношений. Оно усиливает стремление к чисто эксплуататорским сексуальным отношениям, которые напоминают поедание, поскольку в такой пище содержится реальное «тепло жизни», возбуждающее эгоистические страсти. Сексуальная хищность и жестокость всех видов исправляются воздержанием от живого мяса, как это определено Торой. Это, в свою очередь, побуждает к бережному и уважительному отношению, например, к сохранению окружающей среды.
Функционирующая система правосудия соответствует малхут, низшей сфире, которая правит в высшей степени, но бескорыстно посвящает себя служению обществу. В этом и заключается ответственность хорошего правительства. Наши мудрецы утверждают: «Война приходит в мир из-за задержки правосудия, извращения правосудия и преподавания Торы не в соответствии с еврейским законом» [Пиркей Авот 5:8]. Когда и евреи, и неевреи могут изучать Тору без искажения ее галахического (еврейского правового) смысла, то становится возможен настоящий мир. Это включает в себя признание принципа, согласно которому евреев можно судить только по законам Торы, в какой бы точке мира они ни находились, и что неевреи в Эрец-Исраэль рассматриваются в соответствии с Семью Законами Ноаха местными евреями, не имеющими собственной суверенной юрисдикции.
Автор: раввин Ирмеягу Биндман, по материалам беседы Любавичского Ребе в Шаббат Бешалах 5743/1983.