Моральный кодекс, объединяющий все человечество
Мы живем в непростое время. Сейчас переломный момент в истории. Мир потрясли резкие перемены: на смену популярности диктаторских режимов пришло время развития высокого духовного самосознания. Наступил благоприятный момент для того, чтобы осмыслить эти процессы и взять инициативу в свои руки. Наши мудрецы объясняют в чем цель Творения: Всевышний, как квинтэссенция добра, создал мир из желания творить добро. Как сказано “Добр Господь ко всякому и милосердие Его – на всех созданиях Его”[1]. Настоящее добро должно быть направлено на кого-то другого, и Вселенная играет роль получателя.
Таким образом, и наш мир и все, что его наполняет, постоянно принимают Б-жественное добро.
Из этого следует, что все неприятности и даже стихийные бедствия – к добру. По той же схеме работает и злое начало, которое есть в каждом человеке. Оно является особым механизмом, предназначенным для того, чтобы обеспечить нам свободу выбора. То есть, его истинная цель – принести человеку пользу. Если бы Всевышний сотворил мир, в котором полностью бы царило добро, и человеку не приходилось бы прилагать никаких усилий, чтобы достичь его, оно бы совершенно не ценилось. Потому нужно понять, что когда мы боремся со злом в себе или в мире в целом, не нужно пытаться вступать с ним в конфронтацию. Лучше подчеркивать и усиливать все хорошее, что есть в человеке и в мире и, таким образом, зло, вытесненное добром, со временем исчезнет.
Всевышний дал людям свободу выбора, однако Он обеспечил нас также инструментами и указаниями, которые помогут выбрать добро. Речь идет об особом моральном кодексе, предшественнике всех моральных норм, выведенных людьми, только он может быть использован в совершенном, морально развитом обществе. Этот моральный кодекс – семь заповедей Ноаха, – объективное добро, потому подходит абсолютно всем людям.
Недавняя история показала, что когда люди придумывают сами моральные нормы и ценности, их понимание хорошего и плохого очень относительно, субъективно и потому, неубедительно. При этом педагоги и работники правоохранительных органов считают, что невозможно воспитать глубокое и искреннее чувство морального долга угрозами. Оно возникает когда мы знаем что есть “глаз видящий и ухо слышащее”[2], и мы будем нести ответ перед Ним, а такое знание приобретается и усиливается посредством воспитания.
После Всемирного потопа Ноах и его сыновья получили семь заповедей, которые давали гарантию праотцам всего человечества, что их потомки никогда больше не опустятся до уровня уничтоженного поколения. Семь заповедей Ноаха являются основой нравственности и включают в себя: обязанность создать справедливую судебную систему, а также запрет идолопоклонства, богохульства, убийства, прелюбодеяния, воровства, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного (то есть жестокое обращение с животными). Эти заповеди вместе с вытекающими из них правилами поведения определяют моральные устои общества.
Особая задача – распространять знания о семи заповедях среди всех народов земли и поощрять людей исполнять их. Сейчас в моде религиозная толерантность и свобода вероисповедания, и это отличная возможность рассказать всем про общечеловеческий моральный кодекс.
Данные законы – выражение Б-жественного добра и, благодаря их строгому соблюдению, человечество объединится моральной ответственностью перед Творцом. Единство всех людей обеспечит мир и гармонию, и таким образом окончательно восторжествует раскрытое добро. Как сказал царь Давид: “Смотри, как хорошо и как приятно сидеть братьям вместе”[3].
Семь заповедей Потомков Ноаха.
[1] «Запрет идолопоклонства»
[2] «Запрет Б-гохульства»
[3] «Запрет употребления в пищу части живого животного»
[4] «Запрет убийства»
[5] «Запрет прелюбодеяния»
[6] «Запрет воровства»
[7] «Заповедь создать справедливую судебную систему»
Примечания
[1] Теилим 145
[2] Пиркей Авот 2, 1
[3] Теилим 133
Из беседы Любавичского Ребе, Менахема-Мендла Шнеерсона, 1990 год.
Перевод: Марианны Усатинской
Источник.