Понять и рассказать сыну.

1378484_340862102725556_431452699_n

Я всё время задаюсь вопросом – как воспитать религиозного ребёнка? Мне лично это очень важно. Всем Бней Ноах (Сыновья Ноя) это жизненно важно. У евреев есть свои методы и традиции, свой опыт. Бней Ноах (Сыновья Ноя) вынуждены делать это самостоятельно. Нет никаких учреждений, готовых помочь нам.

Если бы Вы были воспитаны в другой религии, то могли бы, возможно, взять что-то из её опыта, из Ваших личных детских воспоминаний. Но многие из нас никаких традиций в этом деле не знают. Я тоже, поэтому приходится начинать с нуля и делать осторожно шаг за шагом.

Мне было трудно начать разговор о Боге с нашим сыном. Я долго набиралась храбрости, чтобы просто сказать: “Всевышний будет охранять тебя, пока ты спишь”. Я до сих пор удивляюсь, что эта мысль не пугает его. Он понятия не имеет, о чём я говорю. Это может быть неприятно – знать, что кто-то за тобой наблюдает во сне. Где этот Кто-то? На чердаке?

Я однажды попыталась объяснить, кто такой Всевышний. Я хотела, чтобы сын что-то понял, но при этом не испугался. Я сказала: “Он – Большой Парень. Он сделал всё”. Это было всё, что я смогла придумать. Теперь ясно, почему я нуждаюсь в некоторой помощи религиозного учреждения?

Несколько раз я молилась с сыном. Когда автомобиль не хотел заводиться, я говорила: “Джейк, повтори за мной: Боже, мы Тебя любим, помоги машине завестись!” Это эффективно на сто процентов.

Обычно я молюсь самостоятельно, мы не делаем общественной молитвы. Так что он узнает о молитве? Это проблема. На днях я слушала лекцию раввина Калемана, автора очень популярной книги по воспитанию детей “Чтобы зажечь душу”.Лекция знакомит с некоторыми концепциями, которые приводятся в его книге, отражающей подход Торы к воспитанию нравственно сильных и приспособленных к жизни детей. Он предлагает, чтобы в любое время дня, когда мы должны что-то сделать для ребёнка, мы бы молились вслух и просили, чтобы Всевышний помог в этом деле. Звучит странновато, но мне кажется, что в этом есть большой смысл. Это может быть способом показать нашему сыну, как молиться – по крайней мере на простом, повседневном уровне. Дети Бней Ноах (Сыновей Ноя) не ходят в синагогу. Они не слышат, чтобы рядом с ними говорили благословения на еду. Они не видят, чтобы их папы молились три раза в день. А это могло бы им помочь осознать, что есть Создатель, с которым мы можем говорить, просить помощи. И мы можем вслух благодарить Создателя за всё хорошее, что случается с нами в течение дня.

Раввин Калеман говорит: нет места для застенчивости, когда мы просим, о наших детях. Когда я это услышала, то поняла, что это адресовано мне. Да! Чего я жду? Я часто думаю о мире как о месте, где я должна сделать свою работу. Как же получается, что делая самую трудную её часть, я не прошу каждый раз помощи у Всевышнего?

Конечно, я не перестаю восхищаться этим чудесным подарком – нашим сыном. Я знаю, что это подарок от Создателя и всё время благодарю Его. Я говорю нашему сыну каждый день, что он – великое благословение. Но я никогда не объясняю, какое именно. И в трудную минуту, в сложной педагогической ситуации никогда не прошу помощи.

Даже сегодня было много моментов, когда моё родительское поведение казалось мне спорным, но только некоторое время спустя я спохватывалась: “Эй, я должна была попросить помощи тут же. Почему я всё время забываю?”

Когда мы только узнали, что я беременна, мы решительно пересмотрели нашу жизнь. Мы хотели удостовериться, что дадим нашему ребёнку всё лучшее, что есть в нас. Это огромная ответственность. Благодарность и страх, которые мы испытывали к Создателю, изменили нас к лучшему, сделали вдумчивее. Различия между жизнью до рождения ребёнка и жизнью после так велики, что новое почти полностью вытесняет старое. Возможно, это одна из причин, почему мы так старались поскорей рассказать нашему сыну о Боге. Как только он родился, вся наша жизнь понеслась на большой скорости – разболтать смесь в бутылке, поменять пелёнки, поймать его раньше, чем он доберётся до лестницы; убегая на учёбу, не забыть сумку с пелёнками. Не остановиться, не помедлить.

Из-за нехватки традиций и личного опыта духовность сама собой отходила на второй план, терялась.
Требовались особые усилия, чтобы её сохранить и донести до сына. Я думаю – что означает быть справедливым, честным человеком? Мы все занимаемся самоанализом. Это делает нас лучше как людей и как родителей, это жизненно важно. Но если взять внутренний диалог и сделать его внешним?

Пусть это даже выглядит странно. Одно из первых открытий Бней Ноах (Сыновей Ноя) – простота этого обращения. Для огромного числа людей на планете возможен простой подход – вы молитесь, придерживаетесь основных моральных принципов, изучаете некоторые основы Торы и истории – ничего сверхъестественного, а заслуги и преимущества огромны. Я должна помнить это, и вместе со своим сыном совершить прыжок веры, чтобы он сам увидел и понял, как прекрасно, что в его жизни ежеминутно участвует Всевышний. И я должна его научить, как это просто и естественно – раскрыть рот, чтобы поблагодарить, поведать свои мысли, желания и потребности своему Небесному Отцу.

ИСТОЧНИК